Новости
График работы музея с 1 апреля

Уважаемые посетители!
С 1 апреля график работы Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника меняется. Будьте внимательны при планировании посещения!
- Музейный центр РИАМЗ (ул. Соборная, 22). Вторник-воскресенье с 10.00 до 18.00 (касса до 17.15). РАБОТАЕТ ОСНОВНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ И ВЫСТАВКИ МУЗЕЯ. Понедельник – выходной день.
- Музейный центр им. А.И. Солженицына (ул. Николодворянская, 24/42). Среда-воскресенье с 10.00 до 18.00 (касса до 17.15), понедельник, вторник – выходные дни.
- Дворец Олега (Рязанский кремль). Вторник-воскресенье с 10.00 до 18.00 (касса до 17.15), понедельник – выходной день.
- Центр науки, традиций и искусства (ул. Крупской, 17). Среда-воскресенье с 10.00 до 18.00, понедельник, вторник – выходные дни.
Директор РИАМЗ приняла участие в мартовском педагогическом форуме «Инновации в образовании»

С 24 по 31 марта 2025 года в Рязани проходил городской педагогический форум «Инновации в образовании». В этом году его площадки объединены темой «НАШ город – Рязань» и посвящены Году защитника Отечества.
В рамках форума директор Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника (РИАМЗ) Инесса Леонидовна Фельдман приняла участие в работе площадки «Наши стратегии Побед» и выступила на пленарном заседании с докладом «Исторический музей и патриотическое воспитание: практика культурно-образовательных программ, сопровождающих выставочные проекты». В ходе выступления она рассказала о выставочных проектах музея, приуроченных к 80-летию Победы.
Одним из ключевых событий станет открытие 15 апреля 2025 года выставки «Вперед, к Победе!» в Музейном центре на Соборной. Экспозиция основана на материалах из фондов РИАМЗ, среди которых документы, личные вещи, оружие и награды участников Великой Отечественной войны.
16 мая 2025 года будет представлена совместная выставка РИАМЗ и Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля «Парень из нашего города», посвященная 110-летию со дня рождения К.М. Симонова – поэта, писателя, драматурга и участника Великой Отечественной войны.
Особое внимание уделяется совместной работе с музеями на присоединенных территориях. В рамках этого направления организована выставка «Молодогвардейцы. Век ХХ и век XXI», которая является совместным проектом Краснодонского музея «Молодая гвардия», Музея воздушно-десантных войск и РИАМЗ. Экспозиция расскажет о подвиге подпольной организации «Молодая гвардия» 1942-1943 годов и молодых выпускниках Рязанского воздушно-десантного училища, погибших в ходе Специальной военной операции 2022-2024 годов.
В конце мая 2025 года начнет работу выставка «Окна ТАСС» из фондов Музея современной истории России и РИАМЗ. В экспозиции будут представлены плакаты, выпускавшиеся в годы Великой Отечественной войны, служившие не только средством моральной поддержки, но и инструментом мобилизации населения, призывавшим к труду, стойкости и борьбе с врагом. Отдельный раздел выставки посвящен оригинальным работам рязанских художников.
На площадке «Наши защитники Отечества» также был представлен доклад «Музейные научно-просветительские практики в Год защитника Отечества», в котором обсуждались актуальные направления работы музея в контексте патриотического воспитания.
Участие РИАМЗ в форуме продемонстрировало значимость историко-культурного наследия в образовательном процессе и патриотическом воспитании молодежи. Организованные выставки и мероприятия призваны укрепить историческую память, сформировать у подрастающего поколения чувство уважения к защитникам Отечества и пробудить интерес к отечественной истории.
125 лет со дня рождения библиографа, археолога, музееведа, одного из организаторов Касимовского краеведческого музея и сотрудника Рязанского музея Алексея Алексеевича Мансурова (1900-1941)

27 марта 1900 г. в городе Касимове Рязанской губернии в семье земского начальника появился на свет Алексей Алексеевич Мансуров, который впоследствии станет известным археологом, музееведом, библиографом, краеведом, этнографом.
Следуя по стопам отца, Алексей Мансуров после окончания Касимовской мужской гимназии в 1918 г. поступает на физико-математический факультет Московского университета. Однако Мансурова, как и его деда, Александра Порфирьевича, почетного члена Рязанской ученой архивной комиссии, как видно, более привлекали исторические исследования. Уже в ноябре 1918 г. он начинает работу в органах народного образования, в 1920-х гг. активно занимается организацией библиотечной сети в Касимове, в 1922 г. создает Касимовский музей местного края, принимает участие в этнографических экспедициях и археологических разведках и раскопках совместно с такими крупными исследователями как В.А. Городцов, Н.И. Лебедева, Б.А. Куфтин, О.Н. Бадер.
С 1924 по 1933 г. А.А. Мансуров работает в Рязанском музее в должности заведующего подотделом археологии, затем – ученого секретаря. После ухода в 1928 г. С.Д. Яхонтова он занял пост директора музея. В то же время Мансуров является ученым секретарем активно и плодотворно работающего Общества исследователей Рязанского края, комплектует его обширный архив.
На этот период приходится и строительство новых экспозиций после переезда музея на территорию Рязанского кремля, активная научно-исследовательская деятельность, организация археологических и этнографических экспедиций по изучению Рязанского края, и – репрессии, тяжело отразившиеся на музее и, по сути, похоронившие блестящие достижения краеведения и музееведения 1920-х гг.
Несмотря на молодой возраст и небольшой музейный стаж Мансуров показал себя прекрасным организатором музейного дела, его идеи и их реализация во многом способствовали тому, что Рязанский музей стал одним их самых известных в стране, получил высокую оценку профессионального сообщества. Алексей Алексеевич занимался организацией научно-исследовательской деятельности музеев, вопросами учета, хранения и экспонирования коллекций, систематизации археологического материала, создания научных архивов при музеях и библиографии музееведения. Он систематизировал археологическое собрание музея, под его руководством сотрудниками музея была составлена обширная библиография Рязанского края, которая, к сожалению, так и не была полностью опубликована (изданы 17 выпусков из 30).
Мансуров – автор около ста опубликованных работ, почти половина из них посвящена вопросам музееведения. В Научном архиве РИАМЗ хранится свыше двадцати его рукописей. Среди них – работы, посвященные музейному делу, археологическим изысканиям, другие исследовательские материалы, рукопись «Путеводителя по Оке».
Коллеги отмечали не только высокий профессионализм Алексея Алексеевича Мансурова, но и его человечность, чуткость по отношению к людям.
Выдающийся ученый, историк искусства, философ, Георгий Карлович Вагнер (1908–1995) вспоминал, что «многим, очень многим обязан доброму отношению ученого секретаря музея – Алексея Алексеевича Мансурова». В 1932 г. Мансуров принял молодого ученого на работу в музей, в сложных условиях того периода нашел возможность выделить Вагнеру небольшую комнату в качестве служебного жилья.
Алексей Алексеевич и его супруга, зная стесненные обстоятельства Георгия Карловича, старались тактично помочь ему. «По утрам жена Алексея Алексеевича, добрейшая Лидия Михайловна, приносила мне кофейник с кофе. Обедать у них я категорически отказался», «страшно вспомнить нищету того времени», – читаем в воспоминаниях ученого. В фондах РИАМЗ хранится трогательное письмо Л.М. Мансуровой к Г.К. Вагнеру, датированное июлем 1948 г. Самого Алексея Алексеевича к тому времени уже не было в живых...
В 1933 г. Мансуровы переезжают в Москву, где Алексей Алексеевич возглавляет библиографическую и картографическую секции Московского областного музея краеведения, ведет преподавательскую (кафедра музееведения на Высших музейных курсах) и исследовательскую деятельность, постоянно публикуется, принимает активное участие в различных съездах, конференциях, продолжает археологические исследования. Едва ли не первым он начал заниматься археологическим картированием, что впоследствии во многом предопределило появление региональных археологических карт и сводов памятников.
В самом начале Великой Отечественной войны Алексей Алексеевич Мансуров добровольцем ушел на фронт в составе народного ополчения и, по сведениям членов семьи, погиб в октябре 1941 г. во время ожесточенных боев на Смоленском направлении. В официальных документах из Центрального архива Министерства обороны и Книге памяти г. Москвы Мансуров числится без вести пропавшим.
Сегодня наследие ученого сохраняется в разных ипостасях: все большую популярность среди жителей и гостей Рязанской области приобретает Касимовский историко-культурный музей-заповедник, Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник по-прежнему является ведущим музеем региона. Актуальными, востребованными остаются библиографические материалы Мансурова и материалы его археологических исследований Московской области, хранящиеся в Научно-отраслевом архиве Института археологии РАН. Сформированный им этнологический архив Общества исследователей Рязанского края, известный в исследовательской среде как «Архив Мансурова», в настоящее время стал одним из самых изучаемых в Научном архиве РИАМЗ.
Отмечая юбилей ученого, Касимовский музей посвятил ему очередную научно-практическую конференцию «Историко-археологическое наследие Мещёрского края». Она пройдет 28 марта 2025 г., в ней планируют принять участие и археологи Рязанского музея-заповедника.
Светлое имя Алексея Алексеевича Мансурова, так мало прожившего и там много успевшего сделать, с нами. Нет сомнений, что историки, археологи, музееведы будут и впредь обращаться к его трудам, открывая все новые и новые грани богатого наследия ученого.
Материал подготовлен А.А. Володиной, научным сотрудником ЦНИ, к.и.н. И.Г. Кусовой, руководителем ЦНИ
Список фото:
- Алексей Алексеевич Мансуров. 1928 г. РИАМЗ
-
Участники раскопок Переяславля Рязанского: стоят А.А. Мансуров, Е.В. Соколова, Н.П. Милонов, Н.В. Говоров, Г.В. Корольков; сидят И.И. Проходцов, Н.В. Протопопова, Н.А. Мансурова, В.В. Робожева, Г.В. Колмаков, Д.Д. Солодовников. 1929 г. РИАМЗ
-
Участники археологических раскопок в Пронске. А.А. Мансуров третий слева. 1930 г. РИАМЗ
-
Письмо Л.М. Мансуровой к Г.К. Вагнеру. 1948 г. РИАМЗ
Само совершенство

4 АПРЕЛЯ в Музейном центре РИАМЗ состоится открытие выставки из естественно-научной коллекции музея-заповедника. Выставка посвящена одним из самых совершенных и удивительных творений природы – птичьим яйцам.
Более 100 лет назад наш земляк, орнитолог-любитель Евграф Яковлевич Катин собрал значительную коллекцию птичьих яиц: около 3000 яиц более чем 670 видов птиц. Яйца для своей коллекции Е.Я. Катин получал из разных уголков планеты: в журнале коллекции указано более 80-ти таких мест – от Дальнего Востока России до Исландии и Северной Америки. В 1920 году коллекция поступила в музей.
В коллекции представлены крупные яйца пеликанов, фламинго и лебедей, крохотные – корольков и славок, голубые – дроздов, коричневые - соловьев и крапчатые – козодоя. На выставке можно будет увидеть шарообразные яйца, которые откладывают совы и щурки, и грушевидные яйца кайр и чистиков.
Эти удивительные экспонаты смогут увидеть посетители выставки, познакомившись с разнообразием «хрупкого мира» птичьих яиц. Также на выставке представлены чучела некоторых птиц, яйца которых собраны в коллекции.
Открытие выставки состоится 4 апреля в 16.00 в Музейном центре Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника (ул. Соборная, 22).
ВХОД СВОБОДНЫЙ.
Как я такой получился. Родословное древо Эраста Павловича Гарина

29 МАРТА в 16.00 в Музейном центре Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника состоится лекция Екатерины Дворниковой.
Человек не появляется из ниоткуда. Нашему рождению предшествовала череда событий, на первый взгляд случайных, которая и позволила этому случиться. Люди встречались, женились, рождались дети... И это повторялось множество раз, пока не появились вы. Или герой нашего рассказа. Генеалогическое исследование позволяет проследить цепочку этих событий, сложить их в единое древо, чтобы получилась семья.
Эраст Павлович Гарин родился в Рязани, но его предки вобрали в себя сразу несколько городов и очень разных семей по своему статусу и сословию. Будем разбираться в этом вместе.
Лекция пройдет в рамках выставки «Так и быть! Остаюсь!».
ВХОД СВОБОДНЫЙ.