Новости
Есенинское слово объединяет мир

3 октября, в день рождения Сергея Есенина, в Музейном центре на Соборной состоялась знаковая встреча представителей культурного сообщества.
В дискуссии, приуроченной к 130-летию поэта, приняли участие Екатерина Рождественская, директор НУК «Народный музей Есенина С.А.», Денис Полуэктов, директор Рязанского управления Почты России, Иван Гиря, основатель бренда одежды «Соворотка», Вячеслав Журавлев, директор Государственного музея-заповедника С.А. Есенина, Мария Мутлова, заведующая экскурсионным отделом Московского государственного музея С.А. Есенина, Никита Кузьмин, генеральный директор АНО «Агентство развития туризма Рязанской области», Екатерина Ефремова, заведующая отделом внешних коммуникаций Московского государственного музея С.А. Есенина
Ключевым событием дня стало объявление о создании сообщества есенинских музеев. Инициатива призвана объединить мемориальные музеи и все институции, носящие имя Есенина, в России и за рубежом для системной работы с наследием поэта.
«Русская культура объединяет весь мир. Есенинское слово очень хорошо воспринимается азиатским ухом, Ближний Восток тоже любит творчество поэта», — отметил в своем выступлении директор рязанского музея-заповедника Олег Робинов.
Поддержку инициативе уже выразил Центр русского языка и культуры имени Сергея Есенина в Палестине. Его председатель доктор Мохаммед Наджаджра станет координатором сообщества на Ближнем Востоке.
Еще одним практическим итогом встречи стало подписание соглашения о сотрудничестве между Рязанским историко-культурным музеем-заповедником и Почтой России. Теперь посетители, приобретя открытку в Музейном магазине, смогут сразу отправить ее адресату, став участниками музейного посткроссинга. Этот шаг подчеркивает важность «ручного письма» и напоминает незаменимости живого общения.
Встреча подтвердила, что наследие Есенина объединяет самые разные поколения и форматы — от лекториев до театральных постановок и модных коллабораций.
К юбилею рязанского лирика

«Ведь и себя я не сберег для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок»
3 октября исполняется 130 лет со дня рождения Сергея Александровича Есенина. «Певец России», «чародейный лирик», «самый русский поэт», «цветок полевой Руси» – такими эпитетами награждали С.А. Есенина не только восторженные читатели, но и коллеги по поэтическому цеху. С детства знакомые задушевные стихи, пронизанные любовью к Родине, ее природе, находят отклик в сердце каждого русского человека.
Есенинское творчество поражает своей целостностью – это своеобразный лирический роман, главным героем которого является, безусловно, автобиографичный образ Поэта. Родившийся и выросший в деревне, на лоне природы, он отрывается от своей «малой родины» и уходит в город, который оказывается для него «чужим миром».
После 1917 г. в поэзии Есенина резко меняются автоэпитеты: на место «захожего богомольца», «ласкового послушника», «отрока светлого» приходят «хулиган» и «скандалист». Первоначальный восторг от прихода нового строя быстро сменяется у Есенина трагическим предчувствием драматических событий, которые вскоре предстоит пережить России.
К середине 1925 г. на смену плодотворному творческому периоду приходит полоса душевного кризиса, которая закончилась трагедией, произошедшей 28 декабря 1925 г. в ленинградской гостинице «Англетер». Похороны Сергея Есенина состоялись 31 декабря 1925 г. в Москве на Ваганьковском кладбище. В те дни с поэтом, казалось, прощалась вся страна. Однако полное официальное признание Сергея Есенина в СССР началось только в период «оттепели».
«Эта улица мне знакома, и знаком этот низенький дом»
В 1965 г. 70-летие Есенина праздновалось уже как событие всесоюзного масштаба. На родине поэта в рязанском селе Константинове был открыт мемориальный дом-музей. До 1970 г.он был филиалом Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, и специалисты нашего музея сделали немало для увековечивания памяти поэта на Рязанщине.
Экспозиция дома-музея погружала в атмосферу «золотой бревенчатой избы», куда Есенин возвращался снова и снова, слагая стихи о родных местах. Последний раз он побывал в Константинове за три месяца до гибели – 23 сентября 1925 г. Воссоздать обстановку дома помогли сестры Есенина Екатерина и Александра, долгие годы бережно хранившие не только фотографии, документы, личные вещи и книги брата, но и мебель, утварь из родительской избы. В сенях дома была размещена литературная выставка, посвященная жизни и творчеству поэта. Она была составлена на основе научно-экспозиционной разработки сотрудника Пушкинского Дома Н.И. Хомчук. Поначалу коллекция есенинского музея насчитывала всего несколько сотен предметов. Со временем она увеличилась до 30 тысяч экспонатов, а музейная экспозиция вышла за пределы усадьбы Есениных.
В 1984 г. на базе литературно-мемориального музея в селе Константинове и памятных мест в городе Спас-Клепики, где Есенин учился в церковно-приходской второклассной учительской школе, был создан Государственный музей-заповедник С.А. Есенина. Сегодня это крупный музейный комплекс, место паломничества почитателей поэта со всего мира.
«Думы печальные, думы глубокие…»
В коллекции Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника есть фонд С.А. Есенина, который содержит прижизненные издания произведений поэта, мемориальные предметы, редкие фотографии.
Настоящим раритетом является первый рукописный поэтический сборник Есенина под названием «Больные думы». Он был написан и составлен поэтом во время обучения в Спас-Клепиковской второклассной учительской школе. Поэт завершил рукопись из 16 стихотворений в 1912 г., но общественность узнала о ней лишь полвека спустя.
В августе 1965 г. сотрудникам Рязанского областного краеведческого музея стало известно, что у жительницы города Рязани Марии Дмитриевны Ильиной хранятся неизвестные стихи Сергея Есенина. Вскоре музейные работники смогли ознакомиться с рукописью, которая представляла собой две сшитые вместе ученические тетради в сиреневых обложках. На обложке первой тетради наклеен белый листок с названием «Больные думы».
В беседе с сотрудниками музея М.Д. Ильина рассказала, что летом 1912 г. вместе с братом Сергеем гостила в Константинове. Отмечался престольный праздник Казанской Богоматери (9 июля ст. ст.). «На следующий день, – продолжала Мария Дмитриевна, – возвращаясь в Рязань, я и брат оказались в одном вагоне с неизвестным юношей. Вскоре брат разговорился с ним. Юноша назвал себя Сергеем Есениным. В Рязани он переночевал у нас, в школе ‹...›, где учительствовал мой отец. Ночь напролет Есенин беседовал с братом, а наутро куда-то ушел. Возможно, он пытался пристроить стихи в местную газету «Епархиальные ведомости», которую выпускало издательство «Братства Василия Рязанского». По-видимому, Есенина постигла неудача. Он не стал задерживаться в Рязани и тотчас отправился в Москву, оставив брату тетради со стихами. Брат Сергей Дмитриевич пропал без вести во время Отечественной войны, и теперь некого спросить, о чем говорил Есенин в ту памятную ночь и что привело его в Рязань».
После приобретения у Ильиной сборника «Больные думы» предстояло точно установить авторство Сергея Есенина. Тем более что стихотворения не были подписаны и датированы автором. Для этого фотокопия автографа стихотворения «Деревенская избенка», входящего в сборник, была подвергнута графологической экспертизе во Всесоюзном научно-исследовательском институте охраны общественного порядка при Министерстве охраны общественного порядка РСФСР. Экспертиза установила, что стихотворение написано рукой Сергея Есенина.
Две тетради сборника «Больные думы» из коллекции РИАМЗ в 2022 г. прошли реставрацию во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря. Осенью 2023 г. отреставрированная рукопись была презентована общественности в рамках литературного абонемента РИАМЗ.
Список фотографий:
- С. Есенин. 1910-е гг.
- С.А. Есенин. 1913 г.
- Рукописная книга С.А. Есенина «Больные думы». 1911-1912 гг. Коллекция РИАМЗ
- Открытие музея С.А. Есенина в Константинове 2 октября 1965 г. Коллекция РИАМЗ
- Сестры С.А. Есенина Екатерина и Александра на торжественном митинге в честь открытия музея 2 октября 1965 г. Коллекция РИАМЗ
Голос русской души

3 октября 2025 года исполняется 130 лет со дня рождения Сергея Александровича Есенина, русского поэта ХХ века, нашего знаменитого земляка.
С.А. Есенин – тонкий лирик и мечтатель, глубоко влюбленный в Русь, поэт непревзойденного лирического дара, истинно народный поэт, одна из самых примечательных фигур Серебряного века.
За свою короткую жизнь (30 лет) он создал более 400 прекрасных, удивительных и проникновенных произведений. Им написаны стихотворения, поэмы, эпические произведения, художественная проза. Наследием для нас являются его размышления о духовной жизни, философии и религии, о России и революции, отклики на события культурной жизни России и зарубежных стран, раздумья о величайших произведениях мировой литературы.
Яркая, стремительная жизнь С.А. Есенина оставила глубокий след в истории русской литературы и в сердце каждого человека.
Всеми нами любимы его произведения – стихотворения «Береза» (1913), «Песнь о собаке» (1915), «Черемуха» (1915), «Нивы сжаты, рощи голы…» (1917), «Не жалею, не зову, не плачу…» (1921), поэмы «Исповедь хулигана» (1920), «Анна Снегина» (1925), «Черный человек» (1925) и многие другие. Многие стихи были положены на музыку и стали романсами.
Из воспоминаний Сергея Александровича «О себе»:
«Родился в 1895 году, 21 сентября. В Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.
С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?..» «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коневодом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.
Так протекало мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и поэтому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.
Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16–17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице».
Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй – Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась при всей нашей внутренней распре большая дружба.
В эти же годы я поступил в Университет Шанявского, где пробыл всего 1,5 года, и снова уехал в деревню.
В Университете я познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным, Колоколовым и Филипченко.
Из поэтов-современников нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев. Белый дал мне много в смысле формы, а Блок научил меня лиричности.
В 1919 году я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом.
От многих моих религиозный стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значение как путь поэта до революции.
С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, из-за нее у нас вечно ютились всякие странники и странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед напротив. Был не дурак выпить. С его стороны устраивались вечные невенчанные свадьбы.
После того, как я ушел из деревни, мне долго пришлось разбираться в своем укладе.
В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном.
Что касается остальных автобиографических сведений, – они в моих стихах…»
Октябрь 1925.
Вашему вниманию предлагаются книжные выставки, оформленные к юбилею Сергея Александровича Есенина сотрудниками научной библиотеки РИАМЗ – «ГОЛОС РУССКОЙ ДУШИ» в музейной гостиной Музейного центра на Соборной и «ПЕВЕЦ БЕРЕЗОВОЙ РУСИ» в читальном зале научной библиотеки.
В праздничный день 3 октября в музейной гостиной вы сможете взять книгу С.А. Есенина с собой в дар!
Время героев

30 сентября на выставке «Молодогвардейцы. Век XX и век XXI» в рамках цикла мероприятий музея «Время героев» состоялась встреча активистов школьных музеев города и области.
Выставка, посвященная 80-летию Победы над фашизмом, была создана при участии Краснодонского ордена Дружбы народов музея «Молодая гвардия», Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, Музея истории Воздушно-десантных войск, Рязанского благотворительного фонда «ЗА НАШИХ!», Рязанского добровольческого дивизиона «Листань».
В мероприятии приняли участие активисты школьного историко-краеведческого музея имени молодогвардейца Ивана Земнухова Ольховского филиала МУ «Казачинская средняя школа» Шацкого района Рязанской области. В Год защитника Отечества ребята стали участниками проекта «Школьный музей Победы» и были приглашены в Москву для выступления. В ходе встречи они рассказали о своем музее и поделились опытом работы. Завершением мероприятия стала экскурсия по выставке, которую провел заведующий отделом истории Михаил Урманов.
Спешите видеть

5 октября в 16:00 в кинозале Музейного центра на ул. Соборной состоится показ фильма «Живые мемории. Отцы и дети».
На экране оживут мемуары Василия Перова, Андрея Тарковского, Марины Цветаевой, Тамары Петкевич, Сергея Дурылина, Сергея Коненкова и Александра Вертинского.
Голосами героев стали известные артисты: Евгений Миронов, Максим Матвеев, Юлия Снигирь, Евгения Симонова, Дмитрий Лысенков, Евгений Ткачук и Николай Чиндяйкин.
Перед фильмом зрителей ждет особенная встреча с авторами и режиссерами проекта – Ириной и Михаилом Разумовскими.
Билеты уже в продаже – присоединяйтесь к этому уникальному разговору с историей через личные судьбы.
Стоимость билета – 400 рублей.