Новости
САНИТАРНЫЕ ДНИ
Уважаемые посетители! 27 ноября – санитарный день в Музейном центре на ул. Соборной, 22.
Будьте внимательны при планировании посещения!
Науки о прошлом. Приглашаем всей семьей!
Если вы любите изучать загадки прошлого и вам нравится узнавать новое про историю родного края, ждем вас на занятиях в рамках программы «Увлекательная археология».
Занятия, адресованные для семейной публики, будут проводиться настоящими учеными-археологами, которые расскажут много интересного об истории Рязанской земли.
На первом занятии вы узнаете:
- откуда ученые берут информацию о прошлом
- какие профессии рассказывают историю
- как экспонаты попадают в музей
- о роли археологии в науке истории
Первая встреча состоится 29 НОЯБРЯ в 14:00.
Продолжительность – 45 минут.
Музейный центр на Cоборной, 22 | Место сбора группы в Атриуме
120 лет геологу, палеонтологу и биостратиграфу, академику Владимиру Васильевичу Меннеру (1905–1989)
24 ноября 2025 года исполняется 120 лет со дня рождения Владимира Васильевича Меннера, выдающегося ученого советского периода, геолога, палеонтолога и биостратиграфа.
В.В. Меннер – наш земляк. Родился он в г. Шацке в 1905 году, в семье обрусевших немцев. Предки его переселились в Россию давно, вероятно, еще в XVIII веке, и принадлежали к последнему поколению дореволюционной провинциальной интеллигенции.
В 1914 году юный Владимир поступает в московскую гимназию, где проявляет большой интерес к естественным наукам.
После окончания гимназии в 1922 году Владимир Меннер поступает в МГУ на естественное отделение физико-математического факультета. Годы учебы проходят очень насыщенно. Круг интересов студента Меннера был широким. Например, он очень любил поэзию и даже некоторое время посещал занятия в Высшем литературно-художественном институте, ректором которого был В.Я. Брюсов.
В 1925 году Меннер участвует в геологической экспедиции в Крыму. Академия наук, выполняя госзаказ, исследует Крым и Кавказ. Целью подробных геологических изысканий были поиски воды и необходимого сырья для местной промышленности. Во время экспедиции Меннер делает свое первое научное открытие. В западном Крыму, на полуострове Тарханкут он находит раннее неизвестный выход отложений мелового возраста.
Окончив университет в 1927 году, В.В. Меннер поступает в аспирантуру. Он продолжает участвовать в геологоразведочных экспедициях, преподает геологию в Московской горной академии.
В 1930-х годах молодого ученого очень занимают исследования третичных и позднемезозойских ихтиофаун – селяхий палеогена и ископаемых сельдевых рыб. Для него характерна детальность и четкость описания строения ископаемых организмов. Объем и качество его работ таковы, что в 1934 и в 1935 годах ему без зашиты диссертации присваивают степени кандидата биологических и геолого-минералогических наук. По сей день Меннера признают крупнейшим специалистом по акулам юга России и Казахстана, по костистым рыбам юга СССР, по морским ящерам Восточной Сибири.
В годы войны В.В. Меннер возглавил стратиграфические исследования на северо-востоке европейской части страны. Под его руководством была подготовлена сводка всех геологических материалов по данному региону, позволившая определить перспективы поисков полезных ископаемых, необходимых народному хозяйству.
В 1950-х годах ученый активно занимался вопросом создания международных геологических карт и необходимости в связи с этим сопоставления и унификации стратиграфических схем различных стран. Теоретической основой этих представлений является разработанное им положение об этапности развития органического мира как инструмента периодизации геологической истории. В 1966 году Меннера избрали академиком АН СССР.
Владимир Васильевич был председателем Национального комитета советских геологов и являлся участником международных геологических конгрессов, отстаивая позиции советской геологической школы и внося огромный вклад в международное сотрудничество ученых-геологов.
Он был избран действительным членом Индийского, Канадского, Лондонского, Французского геологических обществ, почетным членом Новозеландского философского общества, почетным членом Венгерской академии наук. В 1968 году на 23-й сессии Международного геологического конгресса в Праге Меннера избрали Президентом Международной стратиграфической комиссии.
При всем этом В.В. Меннер никогда не оставлял педагогическую деятельность. В Московском геологоразведочном институте руководил кафедрой палеонтологии, читал общий курс палеонтологии, палеозоологию позвоночных, а в годы Отечественной войны кроме них курсы общей геологии и геологии СССР, был деканом геологического факультета. С 1966 г. возглавлял кафедру палеонтологии Московского университета вплоть до смерти в 1989 году.
За свою жизнь Владимир Васильевич Меннер опубликовал более 250 работ по палеонтологии, стратиграфии, биостратиграфии, уделял большое внимание истории науки и ее популяризации. Изучил зубы палеогеновых акул, ископаемых рыб, скелеты мезозойских ихтиозавров, плезиозавров, вендские метазои; разработал методы прямого сопоставления морских, лагунных и континентальных отложений; установил этапность развития органического мира и выявил ее значение для детальной стратиграфии; явился инициатором работ по созданию унифицированной глобальной стратиграфической шкалы; разработал стратиграфическую классификацию и правила стратиграфической номенклатуры.
Подробно познакомиться с историей древней жизни на нашей планете и увидеть красочные реконструкции животного мира прошлого вы сможете в нашем Музейном центре.
Материалы подготовлены заведующей сектором естественно-научного отдела Л.В. Ковшевниковой
Список фотографий:
- Эволюция органического мира. Зал «До нашей эры»
- Эры и периоды в истории Земли. Зал «До нашей эры»
- Ископаемые обитатели морей мезозойского периода. Зал «До нашей эры»
- Витрина «Мезозой». Палеореконстукция. Зал «До нашей эры»
- Зубы сельдевых акул и раковины моллюсков палеогена. Зал «До нашей эры». РИАМЗ нашей эры»
Н.С. Чернов. Известный и неизвестный
21 ноября в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике открылась выставка «По любви к искусству». Посвященная личности и творчеству художника Николая Степановича Чернова, она приурочена к 205-летию со дня его рождения.
Выставку торжественно открыли заместитель директора по научно-просветительской деятельности Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Елена Чумичева, хранитель коллекции русской графики XIX – начала XX века Государственного исторического музея Евгений Лукьянов, к. и. н., заместитель директора Государственного архива Рязанской области по научно-методической работе, сотрудник Центра научных исследований Дмитрий Филиппов, идейный вдохновитель выставки Александр Дударев.
Имя художника Николая Степановича Чернова в рязанской историографии известно давно. По мнению Георгия Карловича Вагнера, он находился под влиянием школы Алексея Гавриловича Веницианова и стал основоположником реалистического направления в художественной жизни Рязани. В монографии «Старые художники и архитекторы Рязани» (1960 г.) приведена биография художника, составленная по воспоминаниям его внучки, художницы Марии Вячеславовны Каренской, где довольно подробно были расписаны его отношения с другими рязанскими живописцами середины XIX века. Краткие биографические сведения о жизни Чернова присутствовали так же на страницах Большой советской энциклопедии. Широко известных атрибутированных живописных картин Н.С. Чернова всего две – «У Ямской заставы» (собрание Рязанского историко-архитектурного музея заповедника) и «В избе» (коллекция Русского музея). В фондах Государственного исторического музея хранится более 150 графических работ авторства Николая Степановича Чернова. Художественные рисунки, большая часть которых выполнены графитным карандашом на альбомных листах со средним размером 22х35 см, являлись эскизами и набросками для других работ автора. Некоторые рисунки имеют увеличенный формат, в которых использовались акварель или белила. Множество из них имеют неоконченный вид. Зарисовки представляют научный интерес, как с точки зрения отображенной бытовой реальности середины XIX века, так и тем, что они были написаны на территории Рязани и Рязанской губернии.
С 1841 года, по окончанию Константиновского межевого института, он состоял в должности уездного землемера в Пронском уезде Рязанской губернии. В начале 1850-х годов Николай Чернов переезжает в Рязань на постоянное место жительства.
На карандашных рисунках в документальных подробностях запечатлены этапы «полюбовного» и специального межевания, характерные типажи крестьян и должностных лиц крестьянского самоуправления. Достаточно много работ в творчестве художника было посвящено различным типам гужевых повозок и лошадей, запряженных в них, ямщикам и почтарям. Особняком стоят рисунки и эскизы, на которых изображены виды улиц города Рязани и ее окрестностей, бытовые сценки, а также немногочисленные портреты. Существует некоторая доля вероятности, что в обширных собраниях ГИМ могут присутствовать и другие рисунки авторства Николая Степановича Чернова, которые в настоящее время атрибутированы с пометой «неизвестный художник».
Рисунки Чернова имеют авторские комментарии к изображению – дата, событие, люди, зарисованные с натуры.
На выставке представлено более 100 работ из собраний Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, Государственного исторического музея, Рязанского госудаственного областного художественного музея им. И.П. Пожалостина, Государственного архива Рязанской области, частной коллекции Александра Дударева – исследователя истории Рязани.
Выставка продолжит свою работу до 21 января 2026 года.
Главные партнеры выставки Рекламное агентство ШТРИХ, Багетная мастерская «Этюд».
Новые страницы
19 ноября для учащихся и педагогов Детской художественной школы № 1 прошел тренинг по этике общения и принципам взаимодействия с людьми с инвалидностью по зрению в рамках программы «Новые страницы», осуществляемой в рамках реализации гранта Открытого конкурса по поддержке развития инклюзивных практик в российских музеях «Без исключения» 2024 г. Благотворительного фонда «Свет».
Тренинг провела Галина Викторовна Юрьева – учитель-дефектолог (тифлопедагог) ОГБОУ «Школа-интернат № 26» г. Рязани. В ходе беседы она рассказала об особенностях коммуникации и восприятия окружающего мира детьми с нарушением зрения, рекомендовала литературные и аудиовизуальные источники информации для желающих ближе ознакомиться с этой темой. Встреча вызвала очень живой интерес, поскольку в ближайшее время ребятам из ДХШ № 1 и школы-интерната № 26 предстоит совместная работа.




















предыдущие