Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник


Иконопись

Иконопись

Коллекция иконописи включает более 500 памятников древнерусского искусства, созданных или бытовавших на Рязанской земле с XIII по XX век. Коллекция разнообразна по составу, иконографии, художественным качествам и стилистической направленности. В Рязани до присоединения Рязанского княжества к Москве в XVI веке существовала своя самобытная школа иконописи. Начиная с XVI века, с установлением прочных связей с Москвой, на Рязанских землях бытовали иконы, как созданные местными иконописцами, так и привезенные из Москвы. Среди икон XIX в. следует отметить образы рязанских святых: Василия Рязанского, князя Романа, изображенных фронтально на фоне Рязанского Кремля.

Проводимые музеем-заповедником работы по реставрации памятников древнерусской живописи позволяют расширить представление об иконописи, хранящейся в музейном собрании


Иконопись



images/interaction_img/89.jpg
Богоматерь Одигитрия, XIII в.
images/interaction_img/12.jpg
Складень двухстворчатый «Св. Николай и Св. Феодор Стратилат. Праздники. «Хвалите Господа». Пророки». XVI век.
images/interaction_img/13.jpg
Икона «Св. Иоанн Предтеча». XVI век. Дерево, паволока, левкас, темпера.
images/interaction_img/90.jpg
Никола Зарайский с 14-ю клеймами жития. XIV в.
images/interaction_img/638.jpg
Богоматерь на престоле. 1695 г.. Школа оружейной палаты. Дерево, левкас, темпера.
images/interaction_img/639.jpg
Пр. Илия. Богоявление. Втор. пол. XVII в. Дерево, левкас, паволока, темпера.
images/interaction_img/640.jpg
Свв. Флор и Лавр. Первая половина XVIII в. Дерево, паволока, левкас, темпера.
images/interaction_img/641.jpg
Троица Ветхозаветная. Втор. пол. XVII в. Дерево, левкас, темпера.

Древнейшим памятником в коллекции является икона « Богоматерь Одигитрия» XIIIв. Согласно преданию икона была принесена епископом Ефросином с Афона в Рязань в начале XIIIв. Икона работы афонских мастеров, которая  принадлежит к кругу редчайших произведений  иконописи на Руси в  домонгольский период и которой нет аналога  в собраниях других музеев России.

Не меньший интерес представляет икона XIVвека « Никола Зарайский с 14-ю клеймами жития». Письменные источники свидетельствуют, что первая икона с изображением Николы, позже получившая название « Николы Зарайского», была перенесена в Рязанские земли пресвитером Евстафием в 1225 году из Корсуни. Памятники древнерусской живописи XVIв. образуют немногочисленный, но очень интересный комплекс. Это, прежде всего, икона « Иоанн Богослов», которая возможно является списком с утраченной иконы, принесенной, по преданию, из Византии Гусарем.

В Рязани до присоединения Рязанского княжества к Москве в XVIвеке существовала своя самобытная школа иконописи. Начиная с XVIвека, с установлением прочных связей с Москвой, на Рязанских землях бытовали иконы, как созданные местными иконописцами, так и привезенные из Москвы. Так местными мастерами создана одна из замечательных икон  первой половины XVIIIв.  «Флор и Лавр», а московскими мастерами написаны не только иконы  для нового Успенского собора, но и небольшая  икона «Богоматерь Знамение» 1709 г. из фондов нашего музея. Среди икон XIXв. следует отметить образы рязанских святых: Василия Рязанского, князя Романа, изображенных фронтально на фоне Рязанского Кремля.