Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник


Новости

110 лет со дня открытия Рязанского женского учительского института

110 лет со дня открытия Рязанского женского учительского института

В 1872 г. в России были учреждены мужские закрытые учительские институты. Закон 1912 г. разрешил открытие мужских, смешанных и женских высших начальных училищ, число которых постоянно возрастало. Женские высшие начальные училища испытывали недостаток преподавательских кадров.
В 1915 г. по ходатайству министра просвещения император Николай II утвердил решение «открыть в Рязани женский учительский институт».

31 октября газета «Рязанская жизнь» опубликовала «Правила приема в женский учительский институт», где сообщалось о приеме лиц женского пола всех званий и состояний не моложе 16 лет, окончивших восьмиклассные гимназии. По решению педагогического совета института в 1-й класс было принято 27 воспитанниц. Первоначально институт арендовал помещения в здании частной женской гимназии А.К. Беккер (ныне здание художественного училища).

Первый в России женский учительский институт был торжественно открыт 14 (1-го по старому стилю) декабря 1915 г. При институте было создано высшее начальное училище. Начальницей института назначили Марию Алексеевну Александрову (1874–1924), выпускницу Бестужевских курсов, стажера Археографической комиссии под руководством историка С.Ф. Платонова и бывшую начальницу Хабаровской женской гимназии.

В институте преподавались старославянский и русский языки, латынь, языковедение, теория поэзии и прозы, физика, химия, российская и всеобщая история, кристаллография, пение, рисование. Большое внимание обращалось на подготовку обстоятельных докладов и сочинений на заданные темы.

В 1916–1917 учебном году оформляются три отделения, ставшие прообразами факультетов: словесно-историческое, физико-математическое и естественно-географическое, более чем в два раза выросло число слушателей.

По воспоминаниям директора Мариинской женской гимназии С.Д. Яхонтова, институт представлял «сплоченное, сроднившееся духовное общежитие, в центре которого стояла М. А. Александрова». Целеустремленная, с широтой научных взглядов и редкой способностью возвышаться над будничной жизнью, она создала педагогический коллектив, лучшие традиции которого сегодня бережно хранятся в РГУ имени С.А. Есенина.

В первый же год коллектив преподавателей и учащихся института и училища достиг 200 человек и испытывал большие неудобства из-за отсутствия собственного здания. В 1916 году Министерство народного просвещения выделило деньги, на которые была куплена усадьба П.Н. Костылева на улице Левицкой (ныне улица Радищева, д. 41). В просторном двухэтажном здании работали три отделения, читальный зал и столовая, что было жизненно важно для малоимущих учащихся в военные годы.

В 1918 г. институт был преобразован в Рязанский институт народного образования, затем педагогический и переехал в здание Епархиального женского училища на улице Свободы.

Шли годы. Вехами развития института стали отделения вечернего и заочного обучения, рабфак, создание факультетов истории, русского языка и литературы. К началу 1940-х годов в нем обучалось более тысячи студентов и работало 88 преподавателей.

В Великую Отечественную войну учебный процесс не прерывался ни на один день, хотя в здании разместили военные госпитали, а коллектив института работал на строительстве оборонительных сооружений. На фронт ушли 180 воинов из числа студентов и преподавателей. П.И. Дейнекин и И.М. Огнев были удостоены звания Героя Советского Союза.

В год 25-летия РГПИ (1955) газета «Рязанский комсомолец» писала, что педагогический институт подготовил восемь тысяч учителей, его выпускники трудились на Дальнем Востоке и Крайнем Севере, в Татарстане и даже за рубежом, в Монголии.

Старейший рязанский вуз по праву гордится своими выпускниками. Среди них историк, академик АН СССР Л.В. Черепнин, основоположник методики преподавания физики А.В. Пёрышкин, член-корреспондент АПН РСФСР, специалист в области древнерусского летописания А.Г. Кузьмин, автор трудов по экономической теории Л.Л. Любимов, видный исследователь аграрной истории Э.М. Щагин.

Среди преподавателей института были выпускники европейских и столичных вузов, ученые с мировой известностью, к примеру, доктор философских наук С.И. Селиванов, доктор биологических наук профессор В.Е. Робинсон, литературовед с мировым именем, уникальный специалист по зарубежной литературе Р.А. Фридман, автор работ по астрономии и астрофизике, создатель астрономической обсерватории В.И. Курышев и другие

На сегодняшний день в стенах учебного заведения (с 2005 г. – Рязанский госуниверситет имени С.А. Есенина) подготовлено свыше 75 тысяч специалистов гуманитарного, естественно-научного, правового и экономического профиля. Более 80% учителей Рязанской области – выпускники РГУ.

Со славным юбилеем поздравляет вуз и коллектив Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, 85 % научных сотрудников которого вышли из его стен.

Подготовлено сотрудником научно-методического отдела И.А. Клепиковой

 

Подписи к фото

1. Гимназия Беккер на Астраханской улице, где открылся женский учительский институт (ул. Ленина, 32)

2. Мария Алексеевна Александрова, выпускница Бестужевских курсов, первая начальница Рязанского учительского института.

3. Собственное здание институт получил после покупки в сентябре 1916 года усадьбы надворного советника П.Н. Костылева на улице Левицкой (ныне ул. Радищева, 41). На новом месте продолжились занятия словесно-исторического, физико-математического и естественно-географического отделений


Развернуть новость

145 лет со дня рождения поэта-символиста, прозаика Леонида Дмитриевича Семёнова-Тян-Шанского

145 лет со дня рождения поэта-символиста, прозаика Леонида Дмитриевича Семёнова-Тян-Шанского

Леонид Дмитриевич родился 1 декабря 1880 г. в Санкт-Петербурге в семье старшего сына знаменитого ученого, путешественника, общественного и государственного деятеля П.П. Семёнова-Тян-Шанского. В гимназические годы увлекался живописью, затем музыкой. И каждый раз он без остатка отдавался тому делу, которым занимался, это дело становилось для него единственным. Леонида отличала непоколебимая решимость осуществлять новые планы, что во многом определило его судьбу.

В 1899 г. он поступил в Петербургский университет на естественный факультет, затем перевелся на историко-филологический. В 1900 г. было напечатано его стихотворение в литературном студенческом сборнике. С 1903 г. начинает печататься регулярно.

Ради революционной работы в 1905 г. оставляет университет, отказавшись сдавать выпускные экзамены, вступает в Российскую социал-демократическую рабочую партию, несколько раз был арестован. В 1907‑1909 гг. посещал Ясную Поляну, где встречался с Л.Н. Толстым. Лев Николаевич высоко ценил его рассказы за нравственную позицию. Об образе жизни Леонида Дмитриевича в то время говорит такая запись в дневнике С.А. Толстой: «Здесь странный Леонид Семёнов. Прошел два факультета, а ходит в лаптях и работает с мужиками. Идет без копейки денег из рязанской деревни».

Путь Л.Д. Семёнова-Тян-Шанского в поисках смысла жизни был непростым: отойдя от революционной деятельности, сближается с сектантами, уйдя в народ, опростился, был странником и батраком, работая за хлеб и ночлег, просил подаяние, стал толстовцем. В 1914 г. получил землю недалеко от Гремячки, родового имения Семёновых-Тян-Шанских, поставил избу, стал заниматься крестьянским трудом. Перешел на позиции православия, после посещения Оптиной пустыни принимает решение стать священником.

Накануне посвящения в духовный сан был убит 26 декабря 1917 г. около своего дома жителями окрестных сел, имена которых известны, но они не были привлечены к ответственности. Его изба была взорвана гранатой. Похоронен Л.Д. Семёнов-Тян-Шанский в г. Данкове Рязанской губернии (ныне Липецкая область), могила неизвестна.

При жизни Леонида Семёнова была опубликована одна его книга ‑ «Собрание стихотворений» (1905 г.). В нее вошло 75 его стихов.

В научной библиотеке Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника хранится журнал «Вестник Европы» за август 1908 г., в котором по рекомендации Л.Н. Толстого опубликован рассказ Л. Семёнова «Смертная казнь».

Материал подготовила старший сотрудник

отдела традиционной народной культуры Т.В. Рахманина

Стихи Л. Семёнова

Осень

Тихо стали осенние дни,

холоднее туман по утру,

и горят уж по избам огни

каждый день ввечеру.

А в лесу от березок бело:

вся у ног золотая листва.

Стало пусто, просторно, светло,

в паутинах трава.

По дороге пойдешь ‑ тишина.

Даже галки ‑ и те не кричат,

и в платке, но все также одна ‑

ты прошла нынче в сад.

1903

 

***

Солнце, солнце надо мною

под ногами ‑ таль.

Радость родилась весною

умерла печаль.

Солнце, солнце ‑ вековые

нам черты яви.

Ризы, ризы снеговые

с матери сорви!

Ей мы таинства готовим,

к ней ‑ идем!

Солнце в небе славословим,

радостью живем!

 

(Сохранена авторская пунктуация.)

Подписи к фото:

1. На крыльце дома в Гремячке. 1898 г. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник.

Справа налево: А.А. Достоевский, действительный член Русского географического общества, Леонид, его дядя Вениамин Петрович, старший брат Рафаил, дед Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский, бабушка Елизавета Андреевна, дядя Андрей Петрович, тетя Ольга Петровна, Андрей (сын Вениамина Петровича) с няней.

2. П.П. Семёнов-Тян-Шанский и Леонид раздают пособие вдовам. 1905 г. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник.

С 1904 г. П.П. Семёнов ‑ член Особого совещания по обеспечению судьбы осиротевших в войну с Японией детей офицеров и нижних чинов.

С 1905 г. ‑ председатель Алексеевского главного комитета по призрению детей лиц, погибших в войну с Японией и председательствующий в Попечительстве для оказания помощи семействам воинов, призванных в ряды армии на Дальний Восток и находившихся на действительной службе.

3,4. Журнал «Вестник Европы». 1908 г. Август. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник.


Развернуть новость

Сергей Радонежский на Рязанской земле

Сергей Радонежский на Рязанской земле

С давних времен на Руси по православной традиции 27 ноября отмечался широко и щедро праздник Филиппово заговенье – начало «холодного» Рождественского поста. Наши предки к этому дню доигрывали последние свадьбы, а затем начинался пост, к которому готовились – говели. Само слово говеть – славянского происхождения, означает подготавливать себя, духовно готовиться к чему-либо. Говение во время поста – это усиленная молитва, посильные труды, милосердие, милостыня, смирение и примирение с ближними.

Наверное,поэтому столь знаменательное событие, как посещение преподобным Сергеем Радонежским (1314(22?)–1392)земли рязанской выпало именно на Филиппов день. Оно было связанос миссией, которую взял на себя игумен Свято-Троицкого монастыря (ныне Троице-Сергиева лавра)по примирению двух враждующих князей: Олега Рязанского (1350–1402)и Дмитрия Донского (1350–1389). Но если день пребыванияСергия Радонежского в Рязани, как правило,вопросов не вызывает, то в каком году это могло случиться до сих пор неясно. 

В разных исторических источниках упоминаются 1385 или1386 годы.С чем связаны такие разночтения? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе и постараемся восстановить ход исторических событий.

Борьба между Москвой и Рязанью началась довольно давно еще до княжения Олега Рязанского. Так, осенью 1301 г. московский князь Даниил (1261–1303) пришел с войском в пределы Рязани и завладел Коломной, которая впоследствии так и осталась за Москвой, несмотря на предпринятые усилия со стороны рязанских князей. События последующих десятилетий в значительной степени явились продолжением той борьбы, которая вспыхнула между княжествами ранее. Так,историк А.Г. Кузьмин в своей книге «Рязанское летописание» сообщает, что: «Под1385 г. летописи говорят о захвате Олегом Рязанским Коломны…Вдревнейших сводах при этом указывается точная дата: 25 марта, Лазарева суббота». В тот же год «князь великий Дмитрей Ивановичь събраввоя многы, посла с ними брата своего князя Володимера Андреевичяна князя Олга и на Рязанскую землю».Для Москвыпоход оказался неудачным. Они проиграли битву. Далее историкпишет об интересном факте, что Муром выступал в этой битве на стороне Рязани. Поражение московского князя, возможно, явилось следствием непопулярности его претензий к Рязани в княжеско-феодальных кругах русских княжеств. Оценив сложившуюся обстановку, Дмитрий Донской решил пойти другим путем и обратился за помощью к преподобному Сергию Радонежскому. После чего было снаряжено мирное посольство игумена Свято-Троицкого монастыря Сергия на Рязань.

Другой русский историк В.Н.Татищев в своей книге «Истории России» говорит, что Сергий ездил в Рязань в Филипповозаговенье 1385 года, ссылаясь на Никоновскуюлетопись.

А если мы возьмем труд исследователярязанского княжества, историка Д.И. Иловайского,то он сообщает нам, опираясь на источники,собранные А.И. Пискаревым, об этих же событиях: «Всентябре месяце 1386 г. московский князь посетил Троицкий монастырь и его знаменитого основателя… и обратился к Сергию с просьбой, чтобы он принял на себя посольство в Рязань и уговорил бы Олега к вечному миру». Далее Д.И. Иловайский сообщает, что: «Прибыв к ПереяславлюРязанскому, игумен остановился возле города в Троицком монастыре, переночевал здесь и на другой день вступил в княжеский дворец».

Можно ли сказать, что уважаемые исследователи в своих работах просто ошиблись? Скорее всего, нет. Все дело в том, что после принятия христианства в 988 году Русь приняла и византийское летоисчисление – от сотворения мира. И по церковному календарю Новый год,или Новолетия, наступал 1 сентября. С этого момента начинался новый годовой круг христианскихпраздников,т.е. если мы вспомним, что последний церковный праздник приходился на Успение Богородицы (15/28 августа),а новый круг начинался с РождестваБогородицы (8/21 сентября), то к началу сентября мы проходим полный годовой цикл праздников. Но,наряду с церковным годом, существовал ещеи гражданский Новый год. По народному календарюон начинался 22 марта в день весеннего равноденствия. И только в 1492 году произошло слияние гражданского и церковного Новолетия – началом года официально стало 1 сентября.  

Поэтому, скорее всего,путаницы в датах никакой и нет, все зависело,от какого новолетия происходил отсчет:если это гражданский Новый год, то преподобный Сергий Радонежский посетил Рязань в 1385 году, а если это христианское Новолетия– то в1386 году. Результатом миссии игумена Свято-Троицкого монастыря стал «вечный мир» между двумя князьями и княжествами.  

Подписи к фото:

1.      Свято-Троцкий мужской монастырь. Слева — Троицкий собор (1695 г.), справа – Сергиевская церковь (1752), г. Рязань

2.      Преподобный Сергий Радонежский. Художник М.В. Нестеров

Заведующая сектором культурно-образовательного отдела Т.А. Хоченкова


Развернуть новость

Премия в сфере креативных индустрий

Премия в сфере креативных индустрий

На площадке Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника проходит вторая региональная акция «Премия в сфере креативных индустрий».
Модератором пленарного заседания, в ходе которого прошло обсуждение о влиянии креативных решений на экономический климат региона, стал директор Рязанского исторического музея Олег Робинов.

В своем приветствии он отметил, что «креативные индустрии становятся все более значимым фактором развития территорий. И наша задача сегодня – обменяться опытом и идеями, которые помогут нам создать благоприятные условия для развития креативного потенциала Рязанской области».
В ходе пленарного заседания приглашенные федеральные и региональные эксперты поделились своими знаниями и опытом в вопросах развития креативных отраслей, а также рассказали о реализованных трендах, идеях и проектах.
На заседании прозвучали выступления президиума в лице вице-губернатора Рязанской области Артёма Бранова, директора АНО «Центр развития креативных индустрий» Евгения Кириченко, руководителя Управления социальных коммуникаций и взаимодействия с регионами АНО «Дирекция выставки достижений «Россия» Ирины Теслевой, вице-президента Делового клуба «Наследие и экономика», члена экспертного совета по инновациям Торгово-промышленной палаты Москвы Андрея Лисицкого, генерального директора Медиахолдинга «Техносуверен», эксперта Комиссии по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям Дмитрия Киселева.


Развернуть новость

Шедевр XVI-XVII веков обретает новую жизнь: в Рязанском музее реставрируют уникальную икону

Шедевр XVI-XVII веков обретает новую жизнь: в Рязанском музее реставрируют уникальную икону

В Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике хранится бесценная жемчужина – шитая икона «Избранные святые», датируемая XVI-XVII веками. Этот уникальный предмет прикладного искусства является выдающимся памятником культуры и редким образцом древнерусского лицевого шитья.

20 ноября 2025 года в Москве состоялось заседание реставрационного совета отдела научной реставрации произведений прикладного искусства ГОСНИИР, посвященное промежуточному этапу реставрации этой иконы. Эксперты, представляющие ведущие реставрационные мастерские страны, собрались, чтобы утвердить программу дальнейших работ по сохранению этого уникального артефакта.

В ходе заседания реставратор Н.В. Син представила подробный отчет о проделанной работе и предложила список необходимых реставрационных материалов. После детального обсуждения, совет внес ряд рекомендаций, направленных на максимальное сохранение аутентичности иконы. В частности, было решено провести общее дублирование на тонированный фатин газовой нитью, а для восполнения утрат зашивки фона каймы использовать тонкий газ и охристый некрученый шелк. Для подведения под утраты в подгибах внешнего края каймы рекомендовано использовать тонированный тонкий шелк.

Реставрационный совет единогласно постановил принять и утвердить реставрационное задание в соответствии с предложенным списком операций и внесенными дополнениями. Впереди еще много кропотливой работы, но благодаря усилиям лучших реставраторов страны, уникальная икона «Избранные святые» обретет новую жизнь и продолжит радовать посетителей Рязанского музея своей красотой и духовной глубиной.

Работы по реставрации планируют завершить до конца 2026 года.


Развернуть новость