Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник


Новости

Само совершенство

Само совершенство

4 АПРЕЛЯ в Музейном центре РИАМЗ состоится открытие выставки из естественно-научной коллекции музея-заповедника. Выставка посвящена одним из самых совершенных и удивительных творений природы – птичьим яйцам.

Более 100 лет назад наш земляк, орнитолог-любитель Евграф Яковлевич Катин собрал значительную коллекцию птичьих яиц: около 3000 яиц более чем 670 видов птиц. Яйца для своей коллекции Е.Я. Катин получал из разных уголков планеты: в журнале коллекции указано более 80-ти таких мест – от Дальнего Востока России до Исландии и Северной Америки. В 1920 году коллекция поступила в музей.

В коллекции представлены крупные яйца пеликанов, фламинго и лебедей, крохотные – корольков и славок, голубые – дроздов, коричневые - соловьев и крапчатые – козодоя. На выставке можно будет увидеть шарообразные яйца, которые откладывают совы и щурки, и грушевидные яйца кайр и чистиков.

Эти удивительные экспонаты смогут увидеть посетители выставки, познакомившись с разнообразием «хрупкого мира» птичьих яиц. Также на выставке представлены чучела некоторых птиц, яйца которых собраны в коллекции.

Открытие выставки состоится 4 апреля в 16.00 в Музейном центре Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника (ул. Соборная, 22).

ВХОД СВОБОДНЫЙ.


Развернуть новость

Как я такой получился. Родословное древо Эраста Павловича Гарина

Как я такой получился. Родословное древо Эраста Павловича Гарина

29 МАРТА в 16.00 в Музейном центре Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника состоится лекция Екатерины Дворниковой.

Человек не появляется из ниоткуда. Нашему рождению предшествовала череда событий, на первый взгляд случайных, которая и позволила этому случиться. Люди встречались, женились, рождались дети... И это повторялось множество раз, пока не появились вы. Или герой нашего рассказа. Генеалогическое исследование позволяет проследить цепочку этих событий, сложить их в единое древо, чтобы получилась семья.

Эраст Павлович Гарин родился в Рязани, но его предки вобрали в себя сразу несколько городов и очень разных семей по своему статусу и сословию. Будем разбираться в этом вместе.

Лекция пройдет в рамках выставки «Так и быть! Остаюсь!».

ВХОД СВОБОДНЫЙ.


Развернуть новость

Клуб археологов


Развернуть новость

РИАМЗ проводит аккредитацию и переаккредитацию внешних экскурсоводов!

РИАМЗ проводит аккредитацию и переаккредитацию внешних экскурсоводов!

11 апреля 2025 г. РИАМЗ проводит аккредитацию внешних экскурсоводов по территории Рязанского кремля и городища Старая Рязань, а так же переаккредитацию и выдачу новых свидетельств взамен выданных в 2023–2024 гг. и утративших силу.

Заседание аккредитационной комиссии будет проходить 11 апреля 2025 г. в 16:00, в здании Музейного центра имени А.И. Солженицына по адресу: ул. Николодворянская, 24/42.

Сроки подачи документов и предоставления материалов – до 8 апреля. С положением об аккредитации внешних экскурсоводов на право проведения экскурсий для организованных групп на территории ФГБУК «Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник» можно ознакомиться на официальном сайте РИАМЗ: https://ryazankreml.ru/about/582/ 

Разовый первичный аккредитационный сбор для соискателя на внешнего экскурсовода РИАМЗ составит 5 000 руб.

За повторную и каждую последующую попытку аккредитации в случае отрицательного решения комиссии по аккредитации взимается сбор в размере 500 руб.

Сбор за переаккредитацию по истечении срока – 1 000 руб.

Сбор за предоставление электронных материалов, отдельные персональные занятия с методистом и (или) научным сотрудником музея-заповедника по объектам показа на территории (по желанию за дополнительную плату) в размере 1 500 руб.

Эту сумму до начала мероприятия необходимо внести в кассу музея и предъявить чек комиссии. Подробности можно уточнить по адресу электронной почты: akkred.riamz@yandex.ru


Развернуть новость

160 лет со дня подписания концессии на строительство железной дороги от Рязани до Козлова (ныне Мичуринск) и утверждения устава акционерного общества по постройке Рязано-Козловской железной дороги (1865)

160 лет со дня подписания концессии на строительство железной дороги от Рязани до Козлова (ныне Мичуринск) и утверждения устава акционерного общества по постройке Рязано-Козловской железной дороги (1865)

Задумывались ли вы, отправляясь в железнодорожное путешествие в южном направлении со станции Рязань-2, об истории этого участка пути? А между тем, вокзал и сама «чугунка» от Рязани до Мичуринска появились еще в середине XIX века. К тому моменту уже использовалась первая железнодорожная ветка, соединившая в 1864 г. Москву и Рязань.

Первоначально планировалось вести линию от Москвы до Саратова, но в связи с нехваткой средств у акционерного общества «Саратовская железная дорога» ограничились нашим городом.

Вновь ходатайство о постройке дороги от Рязани до Саратовачерез Козлов (совр. Мичуринск) и Тамбов было подано предпринимателем, председателем правления общества Московско-Рязанской железной дороги Павлом Григорьевичем фон Дервизом в конце 1863 г. Концессия на строительство первого участка пути была учреждена 12 (24) марта 1865 г. Тогда же утвержден Устав акционерного общества «Рязано-Козловская железная дорога». Оптовым подрядчиком строительства был вновь выбран Карл Федорович фон Мекк, руководивший всеми работами. Участок железной дороги Рязань – Козлов составлял 197 верст и был введен в эксплуатацию уже 5 (17) сентября 1966 г., то есть, всего через полтора года после начала работ. Это одна из первых в России линий, построенная на средства частного капитала. Проложенная вдоль древнего гужевого пути из юго-восточных степей в Москву, она довольно быстро начала приносить прибыль за счет перевозки хлебных грузов. Количество грузов нарастало, и в 1870 г. за счет ссуды из казенных средств был открыт второй путь. Рязано-Козловская железная дорога стала одной из самых доходных и самых грузонапряженных в России того времени.

В связи с появлением нового железнодорожного направления в нашем городе в 1866 г. была открыта вторая станция (ныне Рязань-2). Первое время она называлась «товарной», т.к. предназначалась исключительно для грузоперевозок, в то время как первая станция (Рязань-1) принимала и грузовые, и пассажирские составы. Считается, что историческое здание вокзала Рязань-2 (ныне не сохранившееся) построено по проекту Александра Протогеновича Попова, возглавлявшего архитектурной отдел Рязано-Козловской дороги.

В 1892 г. Рязано-Козловская железная дорога влилась в общество Рязано-Уральской – линию продолжили до г. Уральска (Казахстан). Концессионерам предоставлялось право эксплуатировать дорогу в течение 81 года – до 1948 г. Однако в сентябре 1918 г. дорога была национализирована и передана Народному комиссариату путей сообщения СССР. Сегодня линия Рязань – Мичуринск входит в состав Юго-Восточной железной дороги.

Современное здание вокзала Рязань-2 построено в 1967 г. Это было сооружение из розового облицовочного кирпича с застекленными фасадами. Несколько позднее, со строительством гостиницы «Ловеч» и многоэтажных жилых домов, привокзальная площадь получила свое архитектурное завершение. Однако реконструкция вокзала, проведенная РЖД в 2006–2014 гг., к сожалению, значительно исказила первоначальный замысел и нарушила общие пропорции застройки площади. Потеряв доминирующий в облике высотный стеклянный куб, вокзал Рязань-2 превратился в невыразительную, заурядную постройку. Сейчас это участковая железнодорожная станция II класса.

В постоянной экспозиции «От Руси к России» во Дворце Олега представлен целый комплекс предметов, рассказывающий о развитии железных дорог в регионе в XIX столетии. Приходите в гости!

Материал подготовлен научным сотрудником отдела истории РИАМЗ Е.И. Болтиковой

 

Список фото:

1. Здание городской станции Рязань Рязано-Уральской железной дороги на Соборной улице. 1891–1892 гг. РИАМЗ

2. Железнодорожный вокзал станции Рязань-2 до реконструкции. 1950 гг. РИАМЗ

3. Пуговица железнодорожника. Начало XX в. РИАМЗ

4. Отремонтированный поезд – подарок рабочих-железнодорожников Рязано-Уральской железной дороги к 5-летию Октябрьской революции. 1922 г. РИАМЗ

5. Железнодорожный вокзал Рязань-2. Вид со стороны перрона. 1969 г. РИАМЗ

6. Экспозиционный комплекс «Развитие железнодорожного транспорта в Рязани конца XIX – начала XX в.» во Дворце Олега. РИАМЗ


Развернуть новость