160 лет со дня подписания концессии на строительство железной дороги от Рязани до Козлова (ныне Мичуринск) и утверждения устава акционерного общества по постройке Рязано-Козловской железной дороги (1865)
Первоначально планировалось вести линию от Москвы до Саратова, но в связи с нехваткой средств у акционерного общества «Саратовская железная дорога» ограничились нашим городом.
Вновь ходатайство о постройке дороги от Рязани до Саратовачерез Козлов (совр. Мичуринск) и Тамбов было подано предпринимателем, председателем правления общества Московско-Рязанской железной дороги Павлом Григорьевичем фон Дервизом в конце 1863 г. Концессия на строительство первого участка пути была учреждена 12 (24) марта 1865 г. Тогда же утвержден Устав акционерного общества «Рязано-Козловская железная дорога». Оптовым подрядчиком строительства был вновь выбран Карл Федорович фон Мекк, руководивший всеми работами. Участок железной дороги Рязань – Козлов составлял 197 верст и был введен в эксплуатацию уже 5 (17) сентября 1966 г., то есть, всего через полтора года после начала работ. Это одна из первых в России линий, построенная на средства частного капитала. Проложенная вдоль древнего гужевого пути из юго-восточных степей в Москву, она довольно быстро начала приносить прибыль за счет перевозки хлебных грузов. Количество грузов нарастало, и в 1870 г. за счет ссуды из казенных средств был открыт второй путь. Рязано-Козловская железная дорога стала одной из самых доходных и самых грузонапряженных в России того времени.
В связи с появлением нового железнодорожного направления в нашем городе в 1866 г. была открыта вторая станция (ныне Рязань-2). Первое время она называлась «товарной», т.к. предназначалась исключительно для грузоперевозок, в то время как первая станция (Рязань-1) принимала и грузовые, и пассажирские составы. Считается, что историческое здание вокзала Рязань-2 (ныне не сохранившееся) построено по проекту Александра Протогеновича Попова, возглавлявшего архитектурной отдел Рязано-Козловской дороги.
В 1892 г. Рязано-Козловская железная дорога влилась в общество Рязано-Уральской – линию продолжили до г. Уральска (Казахстан). Концессионерам предоставлялось право эксплуатировать дорогу в течение 81 года – до 1948 г. Однако в сентябре 1918 г. дорога была национализирована и передана Народному комиссариату путей сообщения СССР. Сегодня линия Рязань – Мичуринск входит в состав Юго-Восточной железной дороги.
Современное здание вокзала Рязань-2 построено в 1967 г. Это было сооружение из розового облицовочного кирпича с застекленными фасадами. Несколько позднее, со строительством гостиницы «Ловеч» и многоэтажных жилых домов, привокзальная площадь получила свое архитектурное завершение. Однако реконструкция вокзала, проведенная РЖД в 2006–2014 гг., к сожалению, значительно исказила первоначальный замысел и нарушила общие пропорции застройки площади. Потеряв доминирующий в облике высотный стеклянный куб, вокзал Рязань-2 превратился в невыразительную, заурядную постройку. Сейчас это участковая железнодорожная станция II класса.
В постоянной экспозиции «От Руси к России» во Дворце Олега представлен целый комплекс предметов, рассказывающий о развитии железных дорог в регионе в XIX столетии. Приходите в гости!
Материал подготовлен научным сотрудником отдела истории РИАМЗ Е.И. Болтиковой
Список фото:
1. Здание городской станции Рязань Рязано-Уральской железной дороги на Соборной улице. 1891–1892 гг. РИАМЗ
2. Железнодорожный вокзал станции Рязань-2 до реконструкции. 1950 гг. РИАМЗ
3. Пуговица железнодорожника. Начало XX в. РИАМЗ
4. Отремонтированный поезд – подарок рабочих-железнодорожников Рязано-Уральской железной дороги к 5-летию Октябрьской революции. 1922 г. РИАМЗ
5. Железнодорожный вокзал Рязань-2. Вид со стороны перрона. 1969 г. РИАМЗ
6. Экспозиционный комплекс «Развитие железнодорожного транспорта в Рязани конца XIX – начала XX в.» во Дворце Олега. РИАМЗ