Новости
График работы музея в праздничные дни
Уважаемые посетители! Будьте внимательны при планировании посещения музея.
- 7 МАРТА – музей работает с 10.00 до 17.00 (касса до 16.15)
- 8, 9 МАРТА – Музейный центр на Соборной, Дворец Олега Рязанского кремля работают с 10.00 до 18.00 (касса до 17.15)
- 8 МАРТА – Центр науки, традиций и искусства (ЦНТИ), Музейный центр им. А.И. Солженицына НЕ РАБОТАЮТ.
Три правителя
5 марта в Музейном центре Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника состоялось открытие выставки «Собиратели земель русских» из фондов Государственного центрального музея кино (г. Москва).
В церемонии приняли участие директор Государственного центрального музея кино Лариса Баженова и директор Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Инесса Фельдман.
Выставка посвящена трем правителям, сыгравшим поворотную роль в формировании современной карты России: Ивану Грозному, Петру Великому и Екатерине Великой. Через призму кино проект раскрыл исторических деятелей как собирателей русских земель, самодержцев, связанных с образом могучей Империи.
Здесь представлены подлинные костюмные комплексы из фильмов «Иван Грозный» (1944–1945) и «Русский бунт» (1999), эскизы декораций и костюмов, фотографии съемочного процесса и другие материалы из фондов Музея кино. Отдельного внимания заслуживают костюмные работы художников-технологов Школы-студии при МХАТ им. А.П. Чехова, вдохновленные фильмом «Юность Петра» (1980). Проекции в пространстве выставочных залов с кинофрагментами, звуками и шумами создали эффект движущегося, пластичного пространства, отвечающего динамической природе кинематографа.
«При создании проекта мы ставили задачу провести параллели между кинообразами правителей и реальными историческими личностями – только так можно определить, где создатели фильмов полагались на точность, а где переосмысляли историю с художественной точки зрения. Рязань стала первым городом за пределами Москвы, в котором мы представляем данный выставочный проект. Благодаря поддержке Министерства культуры Российской Федерации в течение двух ближайших месяцев выставку увидят рязанцы и гости вашего города, а дальше проект будет представлен в Туле и Воронеже», – выступила с приветственным словом директор Музея кино Лариса Баженова.
«От лица Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника я благодарю коллег – Государственный центральный Музей кино – за сотрудничество, за возможность экспонировать в Рязани такую яркую, актуальную выставку. Надеемся, что нашим посетителям будет интересно вспомнить важнейшие вехи отечественной истории, увидеть, как они были интерпретированы в уже ставших классикой советских и российских кинофильмах», – отметила директор РИАМЗ Инесса Фельдман.
«Выставка преимущественно состоит из предметов, съемочного антуража, который «участвовал» в съемках того или иного фильма. В случае с Иваном Грозным – костюмы бояр и кафтан опричника, в случае с фильмом «Русский бунт» – оружие крестьянского восстания и оружие императорского войска. Главный символ этой выставки – это трон, который был задействован в фильме «Юность Петра» Сергея Герасимова», – подчеркнул куратор выставки, научный сотрудник выставочного отдела Музея кино Никита Котик.
Экспозиционное пространство выставки логично поделено на три основных зоны: Петр Первый (морская тематика и флот, дворцы), Екатерина Великая (дворцы, эпоха Просвещения, русская зима) и Иван Грозный (царские палаты).
Личность Петра Великого – создателя регулярного российского военно-морского флота –раскрыта, прежде всего, через морскую тему. В этом разделе представлены плакаты, эскизы и рабочие моменты съемок фильмов «Юность Петра» и «В начале славных дел» (1980, реж. Сергей Герасимов), «Петр Первый» (1937–1938, реж. Владимир Петров). Студенческие костюмы для фильма «Юность Петра» и воссозданная атмосфера шумной верфи погружают в пространство фильмов о первом российском императоре.
Объединяет разделы о Петре I и Екатерине II фильм «Адмирал Ушаков» (1952, реж. Михаил Ромм) с несколькими эскизами на морскую тематику. Центральным фильмом раздела об императрице стала экранизация пушкинской «Капитанской дочки» — «Русский бунт» (1999, реж. Александр Прошкин) с обилием костюмов, эскизов к ним и фотографий рабочих съемок — преимущественно в зимнем антураже. Здесь представлены и эскизы к фильму «Михайло Ломоносов» (1986, реж. Александр Прошкин), который раскрыл екатерининскую эпоху через образование и Просвещение — непреложные символы, знаменующие царствование Екатерины Великой.
Заключительный и кульминационный, объединяющий героев воедино раздел выставки посвящен двум фильмам об Иване Грозном – великой дилогии Сергея Эйзенштейна (1945) и проекту Ивана Пырьева (1953), который так и не был снят. Кинообразы Ивана Грозного для многих зрителей равнозначны самому архетипу Царя – властвующего самодержца, жестко определяющего путь государства. На восприятие сработало визуальное воплощение образа государя из фильмов и театральных постановок. Эскизы этих костюмов и декораций представлены на выставке, как и костюмы к фильму Сергея Эйзенштейна.
Выставка будет работать в Музейном центре РИАМЗ (ул. Соборная, 22) до 5 мая 2025 года.
РИАМЗ проводит аккредитацию и переаккредитацию внешних экскурсоводов!
13 марта 2025 г. РИАМЗ проводит аккредитацию внешних экскурсоводов по территории Рязанского Кремля и городища Старая Рязань, а так же переаккредитацию и выдачу новых свидетельств взамен утративших силу образца 2023–2024 гг.
Заседание аккредитационной комиссии будет проходить 13 марта 2025 г. в 16:00 в здании Музейного центра имени А.И. Солженицына по адресу: ул. Николодворянская, 24/42.
Сроки подачи документов – до 10 марта. С Положением об аккредитации внешних экскурсоводов на право проведения экскурсий для организованных групп на территории ФГБУК «Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник» можно ознакомиться на официальном сайте РИАМЗ: https://ryazankreml.ru/about/582/ .
Разовый первичный аккредитационный сбор для соискателя на внешнего экскурсовода РИАМЗ составит 5000 руб.
За повторную и каждую последующую попытку аккредитации в случае отрицательного решения комиссии по аккредитации взимается сбор в размере 500 руб.
Сбор за переаккредитацию по истечении годового срока – 1000 руб.
Сбор за предоставление электронных материалов, отдельные персональные занятия с методистом и (или) научным сотрудником Музея-заповедника по объектам показа на территории (по желанию за дополнительную плату) в размере 1500 руб.
Сбор за переаккредитацию необходимо внести в кассу музея до начала заседания и предъявить чек комиссии. Подробности можно уточнить по адресу электронной почты: akkred.riamz@yandex.ru.
3 марта – Всемирный день дикой природы
3 марта 1973 г. была принята Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры (СИТЕС). А в 2013 г., Генеральная Ассамблея ООН объявила 3 марта Всемирным днем дикой природы с целью привлечения внимания общества к проблемам сохранения биоразнообразия планеты.
Каждый год задается новая, актуальная, тема Всемирного дня дикой природы. Например, в 2024 г. она была посвящена цифровым инновациям и современным технологиям в охране природы. Тема 2025 г.– «Финансирование охраны дикой природы: инвестиции в людей и планету».
В рамках работы международной инициативы «Десятилетие ООН по восстановлению экосистем», срок работы которого 2021–2030 гг., будет реализован ряд проектов. В нашей стране выделяют три природных зоны в отдельные направления работы: Байкал, Арктика и Каспий. Рассматривается широкая повестка, в том числе создание новых особо охраняемых природных территорий (ООПТ), а также расширение уже действующих по всей стране. Об этом говорили на первом установочном заседании комитета, который в России начал свою работу только в 2024 г.
Для организации этой работы, отметила председатель комитета Елена Шаройкина, будет совершенствоваться законодательство, оказываться государственная поддержка, также к работе планируется привлекать бизнес.
Причем речь идет не только о дикой природе, комитет займется вопросами восстановления городских экосистем: восстановление парков, лесонасаждений за пределами парков, также планируется вести работы по облегчению восстановления малых ручьев, речек.
В Рязанской области есть немало уникальных мест, которые, возможно, также попадут в эту программу. А музейная экспозиция «Среда обитания» может напомнить вам обо всех обитателях лесов, полей и рек, встречающихся в нашем регионе.
Материал подготовлен заведующей сектором естественно-научного отдела
Л.В. Ковшевниковой
Список фото:
- Лиса. Витрина «Лиса и лисята у норы». Экспозиция РИАМЗ
- Щурка золотистая. Витрина «Лесостепь». Экспозиция РИАМЗ
- Лесопарк у Торгового городка во время разлива. Весна 1963 г. Фонды РИАМЗ
- Половодье в Лесопарке. Весна 2024 г. Фото из свободных источников. Автор Р. Юлин.
- Зубры в Окском заповеднике. 1971 г. Фонды РИАМЗ
255 лет со дня рождения поэта и оратора Ивана Евсеевича Срезневского
Будущий профессор красноречия появился на свет в семье священника в с. Срезнево Рязанской губернии. В течение 180 лет приход Покровского храма в с. Срезнево передавали от отца сыну представители духовного сословия, получившие по названию села фамилию Срезневских. Однако Иван Срезневский выбрал себе другую судьбу.
Окончив Рязанскую семинарию, он выхлопотал увольнение из духовного звания, необходимое для поступления в университет, и пешком отправился в Москву. Мечта «рязанского Ломоносова» сбылась: совсем скоро Срезневский стал студентом словесного отделения философского факультета Московского университета.
В университете юноша переводил труды античных классиков, в частности, сделал стихотворный перевод «Tristia» Овидия, который был издан под заглавием «Плач Публия Овидия Назона». Срезневский разработал и «Ключ к Плачу» – указатель имен собственных и предметов. «Плач» в переводе Срезневского целый век служил пособием для изучения латыни в семинариях и был единственным полным переводом «Tristia». Кроме того, «Плач» выдвинул Срезневского как писателя и способствовал его сближению с кружком московских литераторов.
В 1794 г. Срезневский написал «Оду пчелиной матке», в которой воспел императрицу Екатерину II: «Счастливы мы, стократ счастливы, / Коль разум столько прозорливый / Прямой нам отворяет путь, / Чтоб им блаженства досягнуть. / О если б небеса судили / Тебе жить множество веков, / Иль вечну жизнь определили, / Сей вечно б улей был таков!»
В 1804 г. Иван Срезневский был удостоен степени магистра философии и свободных наук. Российский меценат П.Г. Демидов пригласил его в Ярославское Демидовское высших наук училище занять кафедру профессора российского красноречия и древних языков.Срезневский преподавал эстетику, историю еврейской и греческой литературы, риторику и поэтику, логику, занимался со студентами чтением классиков и переводами на латинский с русского и наблюдал за библиотекой.
В 1812 г. Срезневского перевели на кафедру российского красноречия и поэзии Харьковского университета, где он преподавал российскую словесность, эстетику и начала критики. В 1819–1820 гг. к этим курсам прибавился славянский язык. Русскую словесность Срезневский рассматривал как логическое продолжение словесности древней, поэтому соединял ее преподавание с критикой греческих и римских писателей. Через год по вступлении в число профессоров Харьковского университета Срезневский был удостоен звания доктора свободных наук. Из воспоминаний его окружения известно, что работе со студентами он отдавался «по доброй склонности души своей, нежели по долгу» и оставил после себя много благодарных учеников.
И.Е. Срезневский умер 12 сентября 1819 г. и похоронен в Харькове на старом кладбище у церкви Каплуновской Божией матери.
Главенствующее место в наследии Ивана Срезневского занимают его речи. Произнесенные большею частью по обязанности, на торжественных актах, они тем не менее дышат жизнью, передают действительные убеждения автора. Так, «Речь о любви к Отечеству», – по мнению самого автора, его лучшее произведение, – являет нам облик Срезневского как гражданина-патриота, ставящего целью своей жизни службу Родине. В течение 10 лет она печаталась трижды в разных вариантах. Особую значимость «Речь о любви к Отечеству» имела в трудный для России год вторжения наполеоновской армии:
«Отечество дает нам жизнь и хранит ее. Оно не терпит никакого зла в недре своем, кроме неизбежного – болезни и смерти, не поставляет другого различия между чад своих, кроме различия добродетели, талантов, заслуг, и никому не возбраняет путей к возвышению и славе... Итак, что есть сия любовь к Отечеству? Она есть любовь к порядку, к устройству, к законам и добродетели, к общественному и собственному благу. Дела и поступки людей, будь то монарх, герой, свободный землепашец или деятель науки, движимые любовью к Отечеству, ведут к процветанию Отечества».
Сын Ивана Срезневского – выдающийся славист Измаил Иванович Срезневский (1812–1880), первый в России доктор славяно-русской филологии, знаток древнерусской письменности, палеограф, этнограф, лексикограф, составитель «Словаря древнерусского языка», блестящий педагог, создавший прогрессивную методическую концепцию преподавания русского языка.
В 2007 г. в здании факультета русской филологии и национальной культуры РГУ имени С.А. Есенина был открыт Музей академика И.И. Срезневского, в экспозиции которого рассказ ведется и о его отце И.Е. Срезневском. Память о нем сохраняется и на его родине в селе Срезнево Шиловского района.
Материал подготовила ученый секретарь РИАМЗ, к.ф.н. К.В. Трибунская
Список иллюстраций:
Неизвестный художник. Портрет И.Е. Срезневского. Начало XIX в. ГМИРЛ им. В.И. Даля.
Титульный лист первого издания «Оды пчелиной матке» И.Е. Срезневского. 1794 г. НЭБ.
Музей, посвященный Срезневским, в селе Срезнево. Рядом находится Казанская церковь.




















предыдущие