Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник


Новости

Результаты раскопок на Старой Рязани в 2020 г.

Результаты раскопок на Старой Рязани в 2020 г.

В 2020 г. Старорязанской археологической экспедицией (СТРАЭ) были продолжены исследования городища Старая Рязань. Исследования велись на трех раскопах, трех шурфах и траншее.

Одним из основных участков работ Старорязанской экспедиции ИА РАН начиная с 2017 г. стал раскоп 47, расположенный в прибрежной части Южного городища, на мысу, образованном двумя отвершками оврага, возникшего на месте рва Северного городища. В последние годы процессы роста оврага активизировались, поэтому была поставлена задача полностью исследовать узкий мыс, протянувшийся с севера на юг на 50 м, ширина его  составляет 12-15 м.

Судя по проведенным комплексным археологическим и геоморфологическим исследованиям, возникновение оврага началось сразу же после строительства оборонительных сооружений, а бурный рост проходил в XVII-XVIII вв. В прошедшем сезоне в восточном отроге оврага был исследован еще один геоморфологический шурф, подтвердивший полученные ранее данные.

В ходе предшествующих работ было установлено, что в этой части Южного городища культурные напластования представлены двумя основными горизонтами: городскими жилыми слоями XIII – начала XIV вв., а также остатками раннего городского некрополя  XI-XII вв.

Жилой слой раскопа представлен многочисленными остатками жилых и хозяйственных построек, как наземных, фиксируемых по остаткам столбовых ям, так и с углубленными частями (погребами). Ориентировка построек реконструируется гипотетически по расположению ям, которое тяготеет к оси ЮЮЗ-ССВ.

Остатки построек жилого горизонта могут быть охарактеризованы как комплексы двух усадеб, включающих следы жилых сооружений с развалами глинобитных печей, мастерских и хозяйственных построек. Они расположены у восточной кромки мыса, а жилые и производственные сооружения – у западной. Вероятно, застройка усадеб была ориентирована на улицу, проходившую примерно в зоне западной ветви оврага в направлении с северо-северо-востока на юг. (Ил.1)

Северная усадьба была изучена в 2017-2019 гг., в сезоне 2020 г. исследования велись на территории южной усадьбы (Ил.2).

В целом, комплекс предметов периода жилой застройки XII-XIII вв. вполне типичен для Старой Рязани этого периода. Но среди них есть такие, которые позволяют охарактеризовать социальный статус владельцев и их занятия. Это, в первую очередь, инструменты ювелира – матрицы, формы для тиснения украшений или их деталей. На территории Старой Рязани это второй участок концентрации подобных предметов. Всего на раскопе  было найдено 48 матриц, в том числе 20 в этом сезоне. Ранее в Старой Рязани было известно чуть более сотни матриц, в том числе 92 из них происходят из комплекса клада № 17. Набор матриц в основном сходен с образцами из упомянутого клада. Среди них преобладают матрицы для изготовления мелких деталей ювелирных украшений: полусферы для тиснения шариков (10 экз.), формы для бус (12 экз.) и колодочек цепочек-рясен (4 экз.), элементы крепления колтов, матрицы для тиснения подвесок в форме трилистника и креста с криновидными окончаниями и др.  (Ил.3).

Среди находок матриц особо следует отметить две, происходящие из ямы погреба жилой постройки южной усадьбы. Это, во-первых, крупная матрица для изготовления чечевицевидного колта (Ил.4). На лицевой поверхности матрицы расположен орнамент в виде симметричной «геральдической» пары птиц, обращенных клювами друг другу и соединенных плетенкой. Вариант этой композиции почти идентичен матрице на колте из клада 1887 г.

Другая крупная бронзовая матрица представляет собой плоский диск, на лицевой стороне которого изображен кентавр с мечом и щитом, представленный в очень динамичной и реалистичной манере (Ил.5). Анализ образа кентавра старорязанской матрицы требует дальнейшего более тщательного исследования, но пока уже можно с уверенностью отметить, что этот предмет явно не местного происхождения. Возможно, изделие было изготовлено западноевропейскими мастерами или византийскими, испытавшими западное влияние.

Большая часть матриц раскопа концентрируется именно на территории южной усадьбы, что свидетельствует о характере занятий ее владельца: он был ювелиром, работавшим с серебром (именно для тиснения серебряных украшений использовались подобные матрицы).

Дополнительно характеризуют принадлежность усадьбы ремесленнику-ювелиру и некоторые другие находки из производственного комплекса усадьбы (мастерской), занимавшего юго-западную часть усадьбы (Ил.6). Это обоймица коромысла небольших весов, фрагмент кованой из листа цветного металла чашечки от них, четыре гирьки-разновеса разных номиналов и разной сохранности. Гирьки имеют бочонковидную форму, на торцевых сторонах одной из них прослежены знаки ее номинала: четыре «глазка» с точками в центре. Из этой же части усадьбы происходят два ювелирных пинцета, а также многочисленные шлаки и выплески белого металла.

На северной усадьбе раскопа в 2017 г. была исследована ремесленная мастерская. Она располагалась в северо-западной части усадьбы, к северу от жилой постройки. Помимо отходов бронзолитейного производства в ней были найдены две створки двух каменных литейных форм для производства чечевицевидных колтов малого размера (диаметр центрального медальона – 3,2 см). Предварительный анализ свидетельствует об использовании этих форм для литья украшений из легкоплавких сплавов (возможно, свинцово-оловянистых) – более дешевых вариантов женских украшений головного убора по сравнению с серебряными изделиями. Предметы отливались в этих формах целиком, с обрамлением из шариков и дужкой крепления. Декор центрального медальона «колтов широкого потребления» скупее, грубее и проще, чем на серебряных образцах.

Возможно, северная усадьба принадлежала мастеру-бронзолитейщику, а владелец южной усадьбы, как видно из набора находок, связанных с производством (в первую очередь, матриц), работал с драгоценными металлами.

Примечателен и факт находки в 2020 г. на южной усадьбе костяной шахматной фигурки из восточного (по манере изображения фигур) набора (Ил.7). В яме жилой постройки северной усадьбы в 2017-2019 гг. также был найден набор из целых и шахматных фигурок и их фрагментов, побывавших в огне, а также скопление игральных костей, глиняные шашечки и половинка костяного кубика с глазками. При этом северный сосед был владельцем иного шахматного комплекта – с фигурками западноевропейского образца, выполненными в реалистичной манере.

Находки принадлежностей разнообразных игр, в том числе дорогих и разных по своему происхождению костяных шахмат на двух соседних усадьбах, – факт весьма примечательный, характеризующий уровень достатка и культурных связей старорязанских ремесленников-ювелиров. В дополнение к этому можно упомянуть некоторые иные находки привозных изделий из раскопок южной усадьбы. Помимо типичных для городской культуры этого периода предметов импорта (амфоры, каменные и металлические нательные кресты, бусы, подвески из византийских медных монет и пр.) – (Ил.8) в заполнении ям производственного комплекса были найдены обломки двух глиняных игрушек с зеленой поливой, характерной для южнорусского гончарства начала XIII столетия (Ил.9).

Под горизонтом жилых построек исследован горизонт городского кладбища XI – начала XII в. Одним из важных результатов по итогам работ 2020 г. стало подтверждение ранее высказывавшегося предположения, что одним из погребальных обрядов этого некрополя было захоронение умерших под небольшими курганами. В профиле одного из погребений, расположенного на уровне погребенной почвы XI столетия, фиксируются остатки насыпи.

В центральной части Южного городища были проведены небольшие охранные исследования, включавшие раскопки участков 24 кв.м, 9 кв.м. и траншеи длиной  40 м. На всех этих участках культурный слой не характерен для Южного городища Старой Рязани: его мощность меньше, гумусированность слабее, насыщенность находками минимальна. Отсутствие каких-либо крупных археологических объектов позволяет предположить, что раскоп расположен в периферийной зоне жилой застройки. По некоторым гипотетическим реконструкциям, в этой части городища располагался торг. Отсутствие построек вполне согласуется с этой гипотезой.

На Северном городище были продолжены исследования на раскопе № 48. Рекогносцировочные работы 2019 г. в текущем сезоне были завершены соединением в единую исследованную зону участков раскопов А.Л. Монгайта 1967 г. и 1970-71 гг., расположенных на расстоянии около 8 м друг от друга у северной кромки Северного городища, обращенной к долине р. Серебрянки. Среди находок на раскопе следует отметить костяное навершие плети в форме головы птицы (Ил.10), ряд предметов с ранней датировкой, подтверждающих существование города в первой половине XI столетия, в том числе типичную для этого периода подвеску в форме широкорогой лунницы, несколько днищ глиняных горшков с клеймами в том числе с клеймом в форме трезубца – родового знака князей из рода Рюриковичей (Ил.11). Сосуд изготовлен из глины с примесью крупнозернистого песка, т.е. из глиняного теста, характерного для гончарства Старой Рязани XI в.

На территории посада городища Старая Рязань был исследован шурф площадью 4 кв.м. Он расположен на участке реконструкции памятного креста на месте т.н. «братской могилы». В шурфе были открыты следы средневекового кладбища, но самой необычной находкой стала каменная литейная форма, происходящая из верхнего горизонта культурного слоя, связанного с существованием села Старая Рязань в XVII-XVIII  вв. (Ил.12).

Литейная форма сделана из мягкого камня – известняка, представляет собой небольшой брусок, на двух сторонах которого помещены литейные гнезда для крестов-тельников. На обоих крестах основным иконографическим сюжетом является Голгофский крест упрощенной передачи (без Голгофы, черепа Адама, орудий Страстей Христовых), но с небольшими различиями: 8-конечный с венцом в средокрестии на большом кресте, 7-конечный со схематичным основанием в виде прямой линии (Голгофой?) – на малом. Типологически изображенные кресты датируются XVII-XVIII вв. Но главными особенностями данной литейной формы является отсутствие отверстий для штифтов крепления, а также прямое, а не зеркальное изображение надписей. Скорее всего, представленная форма – брак, ошибка резчика. Тем не менее, она свидетельствует о существовании разнообразных ремесел в селе в период позднего средневековья.

Игорь Юрьевич Стрикалов, к.и.н., научный сотрудник ИА РАН, руководитель СТРАЭ


Развернуть новость

"Ночь искусств-2020" пройдет онлайн

"Ночь искусств-2020" пройдет онлайн

Дорогие друзья! 3 ноября на нашем сайте вас ждут: виртуальные экскурсии по улицам Рязани и по археологической выставке музея, посвященной средневековым ювелирным изделиям, рассказ о реликвиях Смутного времени, хранящихся в коллекции РИАМЗ, видео-презентации «Малоизвестные факты о хорошо известных животных», «Искусство в жизни и творчестве А.И. Солженицына». Помимо сайта смотрите нас в социальных сетях: vk.com/ryazankreml
facebook.com/ryazansky.kreml


Развернуть новость

День памяти жертв политических репрессий

День памяти жертв политических репрессий

30 октября в России отмечается День памяти жертв политических репрессий в СССР. Данные, полученные историками на сегодняшний день, позволяют предполагать, что количество репрессированных в Рязанской области, по самым осторожным оценкам, превышает 35000 человек. В Музейном центре имени А.И. Солженицына политическим репрессиям и Рязанскому Мартирологу посвящен отдельный зал экспозиции «Красное колесо». Рязанский Мартиролог – уникальный проект, посвященный сохранению памяти о жертвах советского политического террора на Рязанской земле. Это история и воспоминания о людях, безвинно пострадавших и погибших в годы сталинских репрессий, времени, о котором не следует забывать. На октябрь 2020 г. в базе данных Проекта «Рязанский Мартиролог» содержится информация о 22259 политзаключенных в Рязани и в Рязанской области. Среди них дела о 4800 расстрелянных. В рамках Дня памяти в Музейном центре им. А.И. Солженицына была открыта выставка, посвященная рязанскому писателю И.И. Макарову, который в 1937 г. был арестован по ложному обвинению и расстрелян.

О масштабах репрессий на территории Рязанской области можно судить только по тем неполным данным, которые известны историкам на сегодняшний день. В закрытых архивных фондах управления ФСБ по Рязанской области хранится 14110 архивных уголовных дел людей, осужденных по политическим статьям и позже реабилитированных. По целому ряду дел проходил не один человек, это «групповые» дела. В закрытых архивных фондах УВД Рязанской области хранятся дела о репрессиях крестьянских семей, затронувшие 17219 человек. И к началу 2000-х годов прокуратурами и судами было реабилитировано около 16000 репрессированных в Рязани и Рязанской области.

Одной из жертв политических репрессий стал рязанский писатель Иван Иванович Макаров (псевдоним Иван БУЙНЫЙ) (30.10.1900–17.07.1937). В качестве даты смерти фигурирует две: 1940 г. в заключении и 17 июля 1937 г. в одном из подвалов на Лубянке.

И.И. Макаров родился в селе Салтыки Раненбургского уезда, ныне Ряжского района. Детство Макарова прошло в многодетной семье сельского сапожника. Отец за связь с революционерами был осужден и посажен в тюрьму. Будущий писатель с ранних лет проявляет страстный интерес к книге. Как лучший ученик, после окончания сельской начальной школы был зачислен на казенный кошт в Ряжскую уездную гимназию. Заканчивает ее (преобразованную после революции в школу второй ступени) в 1919 г. и уходит добровольцем на фронт. И.И. Макаров – один из организаторов комсомола на Рязанщине. В 1920 г. по возвращению с фронта в Салтыки, организовал в селе комсомольскую ячейку. С 1922 до начала 1930-х гг. (с перерывом в 1926–1928 гг.) жил в Рязани, работал завотделом крестьянской молодежи губкома комсомола, замсекретаря губкома, в конце 1920-х гг. был директором землеустроительного техникума. И.И. Макаров активно участвовал в литературно-общественной жизни Рязани 1920-х гг. Много сил и энергии отдал работе в рязанской молодежной газете «Мысли юного коммунара» (впоследствии «Клич молодежи», «Путь молодежи»). Здесь же были напечатаны его первые произведения («Сапоги и масло», 1922 г.; «Первое воскресенье», 1923 г.). До этого, в 1920 г., им была написана пьеса-плакат «Дезертир», шедшая на самодеятельных сценах в исполнении комсомольских драматических коллективов. Сотрудничал в губернской газете «Рабочий клич». Был одним из инициаторов создания Рязанской ассоциации пролетарских писателей и организатором 1-й Рязанской окружной конференции РАПП (сентябрь 1929 г.). В 1929 г. уехал в Подмосковье. В начале 1937 г. был арестован по ложному обвинению и расстрелян в июле 1937 г. Посмертно реабилитирован. В марте 2010 г. на здании средней школы № 7 г. Рязани была торжественно открыта мемориальная доска И. И. Макарову.

Центральная тема творчества писателя – классовая борьба в деревне в годы революции и гражданской войны, изображение исторических судеб русского крестьянства в первые послеоктябрьские годы. В своем творчестве И.И. Макаров обращался также к темам крупного строительства, судеб белой эмиграции, разоблачения мещанства. Острые, драматические конфликты, свидетелем, а нередко и участником которых был И.И. Макаров в годы своей юности в рязанском селе, также легли в основу ряда произведений писателя.

Сочинения:
Стальные ребра, 1930.
Остров // «Новый мир», 1930, № 1.
На земле мир, 1931.
Рейд Черного жука, 1932, переиздан в 1966 и в 1990 г.
Черная шаль // «Октябрь», 1933, № 5-7.
Последний мужикан // «Колхозник», 1935, № 4.
Миша Курбатов, 1936.


Развернуть новость

Открытие выставки к 630-летию Солотчинского монастыря

Открытие выставки к 630-летию Солотчинского монастыря

30 октября во Дворце Олега открылась выставка, посвященная одному из самых древних и красивых монастырей Рязанского края - монастырю Рождества Богородицы. Он расположен под Рязанью, в живописном местечке Солотча. Название выставки «Основанный великим князем» переносит нас во времена правления великого рязанского князя Олега Ивановича, а именно в 1390 г. – год основания монастыря.

Расположенный в стратегически выгодном месте – точке соединения Большой Владимирской дороги и водного Окского пути, Солотчинский монастырь имел, прежде всего, оборонительное значение и был одним из форпостов, окружавших город Переяславль-Рязанский – столицу Рязанского княжества. Существует легенда, повествующая о том, что обитель появилась в результате судьбоносной встречи и долгих бесед Олега Ивановича и его супруги Ефросиньи с двумя иноками Василием и Евфимием.  Формирование каменного облика монастыря начинается в  XVв. К этому периоду относятся ныне сохранившийся, но сильно перестроенный в XVII в., Рождественский собор и обрушившаяся в 1768 г. Покровская церковь, возведенная над захоронениями великого князя Олега Ивановича и княгини Ефросиньи. Позднее их останки во вновь устроенной гробнице были перенесены в Рождественский собор. Не сохранились и княжеские палаты с домовым храмом Алексея Митрополита – шатровая церковь середины XVI в., разобранная в 1847 г. по причине ветхости. Некоторое представление об исчезнувших постройках монастыря и его планировке в конце XVII в. дают представленные на выставке живописные полотна, а также план рязанского губернского архитектора И. Сулакадзева 1783 – 1784 гг. Активные строительные работы возобновляются в конце XVII в. при архимандрите Игнатии Шангине. Согласно последним исследованиям, руководил постройками Осип Дмитриевич Старцев – знаменитый зодчий последней четверти XVII – первого десятилетия XVIII в. С архивным документом, подтверждающий этот факт, можно будет познакомиться на выставке. В это время возведены: трапезная церкви Святого Духа, церковь Иоанна Предтечи над Святыми воротами, восточная монастырская стена. Ценинные барельефы надвратной церкви и изразцы Духовской  изготовлены известным московским мастером Степаном Полубесом в 1691 г. На протяжении всей истории и вплоть до 1917 г.  монастырь оставался крупным владельцем земельных угодий и наделов. В 1917 г. службы были остановлены, монастырь закрыт. Благодаря активно развернувшемуся краеведческому движению, а также деятельности историков и музейных работников, удалось сохранить не только архитектурный ансамбль монастыря, но и предметы церковной жизни, представлявшие культурную и историческую ценность.  С 1920 по 1960-е гг. на территории монастыря располагалась различные учреждения: колония для детей – сирот, комплекс оздоровительных лагерей, административные службы, гостиница для приезжающих.  В 1968 г. архитектурный комплекс монастыря вошёл в состав Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. С этого времени начинаются поэтапные реставрационные и исследовательские работы, которые продолжаются до конца 1980-х гг. В состав рабочей группы в разное время входили такие архитекторы как: Е.М. Караваева, Н.И. Сидоркина, И.В. Ильенко. В 1986 г. в Настоятельском корпусе открылась экспозиция, посвященная истории, быту и хозяйству монастыря. Музей пользовался большой популярностью – за 1987 г. сотрудниками было проведено более 700 экскурсий. В 1994 г. монастырь был возрожден как женский. В настоящее время территория приведена в порядок, восстановлены храмы.

На выставке, приуроченной к 630-летию Солотчинского монастыря, посетители смогут познакомиться не только архивными фотодокументами, но и увидеть живописные полотна с изображением уже утраченных памятников, закладной камень и записку, обнаруженные в ходе исследовательских работ в 1960-е гг.,  предметы церковного быта, а также – макет одного из самых красивых архитектурных ансамблей Рязанского края.

Открытие выставки состоится 30 октября в 15.00 во Дворце Олега.


Развернуть новость

Вниманию посетителей!

Вниманию посетителей!

В связи распоряжением Губернатора Рязанской области от 13 октября 2020 г. № 358-рг об установлении новых ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения региона, Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник устанавливает ограничения, связанные с количеством человек в экскурсионной группе. С 14 октября количество экскурсантов в группе не должно превышать 6 человек.


Развернуть новость