Александр Солженицын: глубокое долгодействие наследия
Обращаясь в одном из своих выступлений к думающим о судьбах России людям, Александр Исаевич Солженицын заметил: «А книги мои, в правильно понятых интересах России, могут понадобиться и много позже, при более глубокой проработке исторического процесса. Проявится какое-то позднее долгодействие, уже после меня». В тех обстоятельствах тридцатилетней давности, на коротком выживающем дыхании едва переводившей дух России для многих это прозвучало непонятно. Однако сегодня правдивое слово русского писателя Александра Солженицына о бедах и силе России, о необходимости сверхусилий русских для сохранения и развития своей великой культуры раскрывается многим из нас подобно книге пророчеств – последовательностью предложенных нам великим старцем побуждающих наше действие вопросов русского мыслителя.
И самый фундаментальный призыв Александра Солженицына – о необходимости русской политики народосбережения. «Я хотел бы, чтобы русский народ, несмотря на все многомиллионные потери в двадцатом веке, несмотря на нынешний катастрофический упадок –не пал бы духом, не пересёкся в существовании на Земле –но сумел бы воспрять. Чтобы в мире сохранились русский язык и культура. И сохранилась бы в этом и моя скромная доля», – отмечал Александр Исаевич в своем интервью в декабре 2003 г. швейцарскому еженедельнику «Вельтвохе». В свое время бескомпромиссно отмечал Солженицын и пагубность «нынешнего по народу “удара Долларом”» – совершенно определенно и открыто, публично он критиковал Западное мироустройство, не считая его годным на роль общественного эталона: «Всю жизнь проведя под коммунизмом, я скажу: ужасно то общество, в котором нет беспристрастных юридических весов. Но общество, в котором нет других весов, кроме юридических, тоже мало достойно человека». В чем же видел выход из парадоксального и очевидного «долларово-коммунистического» тупика мировых цивилизационных ценностей великий русский мыслитель? Выход ему представлялся в развитии русской гражданской самодеятельности и в опорной надежде на религиозное сознание (для русского народа – Православие). «Русским быть – значит вернуться к той самодеятельности, которая когда-то была, а особенно на русском Севере…я считаю, что Россия может возрождаться, как и всё, что растет, только снизу, только от провинции. Нам бы сейчас местное самоуправление дали настоящее…» В Православной Вере у русского писателя Александра Исаевича Солженицына было крепкое стояние – как основанное на его понимании физических законов Вселенной, так и на собственном опыте и наблюдениях за народной русской жизнью. Здесь не обойтись без пространного цитирования Нобелевского лауреата по литературе: «По второму закону термодинамики ничего живого во Вселенной быть не должно. Разница потенциалов должна быть выровнена, температуры должны свестись к средней, движение молекул, атомов, электронов должно остановиться. Энтропия. А мы живем. Один астрофизик сформулировал еще в советское время закон: энергия рождается от самого̀ хода времени. Он не мог в тех условиях сказать яснее: энергия приходит к нам от Бога повседневно. Только есть и пить – недостаточно для поддержания нашей жизни. Мы получаем кванты энергии, и ими живы». И еще о Вере Александра Солженицына: «О Церкви вопрос сложный. В мире везде принято, что Церковь отделена от государства. И это правильно. Ибо духовная наша жизнь не может совмещаться и переплетаться с государственной,…однако под видом отделения Церкви от государства по всему миру идет усиленное отделение Церкви от общества…религиозное сознание – это наша надежда, и оно у нас еще сохранилось. Чем ниже слой общества, чем больше в глубинку, тем более. Поразительно. Мне приходилось проводить и областные большие встречи, и районные, даже в совхозах, в селах. Так, чем ниже слой, тем вразумительнее как-то и возвышенней тон. Уж им ли легко жить – ужасно жить, а они размышляют о смысле существования. Вот такие, кто выходят и сразу говорят о своих бедах, – в областных встречах всегда бывают, а ниже – нет, потому что понимают: какая бы моя беда ни была, но она не заливает весь мир. Надо как-то думать и об общей беде».
Не все мы живем в Москве, Санкт-Петербурге, большинству из нас не суждено иметь отношение к важным должностям и государственным решениям. Но оставим себе в память обращение Александра Солженицына:
О Боже, о, Ты, Кем созданы
Твердь суши и водная гладь!
Быть может и мне не опоздано
Ещё человеком стать?!
Россия! Не смею жизнию
Я прежнюю звать свою
Сегодня рождаюсь сызнова,
Вот здесь, на твоём краю.
Материалы подготовлены сотрудниками
Музейного центра им. А.И. Солженицына РИАМЗ
Фото:
Е.Н. Каширин. Фотопортрет А.И. Солженицына, сделанный во время его приезда в Рязань в октябре 1994 г. РИАМЗ
Список использованной литературы:
- Солженицын А.И. Дороженька. М., 2004.
- Солженицын А.И. «Русский вопрос» к концу ХХ века. М., 1995
- Солженицын А.И. «Прямая линия»: надо думать об общей беде / авт.-сост. Н.Д. Солженицына. М., 2016 (Книги о России для думающих людей)
- Солженицын А.И. С Украиной будет чрезвычайно больно. Расколотый мир. Из Гарвардской речи, Кембридж, Гарвард-сквер, 8 июня 1978 г. / сост. Н. Солженицыной. М., 2023