Сергей Радонежский на Рязанской земле
Наверное,поэтому столь знаменательное событие, как посещение преподобным Сергеем Радонежским (1314(22?)–1392)земли рязанской выпало именно на Филиппов день. Оно было связанос миссией, которую взял на себя игумен Свято-Троицкого монастыря (ныне Троице-Сергиева лавра)по примирению двух враждующих князей: Олега Рязанского (1350–1402)и Дмитрия Донского (1350–1389). Но если день пребыванияСергия Радонежского в Рязани, как правило,вопросов не вызывает, то в каком году это могло случиться до сих пор неясно.
В разных исторических источниках упоминаются 1385 или1386 годы.С чем связаны такие разночтения? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе и постараемся восстановить ход исторических событий.
Борьба между Москвой и Рязанью началась довольно давно еще до княжения Олега Рязанского. Так, осенью 1301 г. московский князь Даниил (1261–1303) пришел с войском в пределы Рязани и завладел Коломной, которая впоследствии так и осталась за Москвой, несмотря на предпринятые усилия со стороны рязанских князей. События последующих десятилетий в значительной степени явились продолжением той борьбы, которая вспыхнула между княжествами ранее. Так,историк А.Г. Кузьмин в своей книге «Рязанское летописание» сообщает, что: «Под1385 г. летописи говорят о захвате Олегом Рязанским Коломны…Вдревнейших сводах при этом указывается точная дата: 25 марта, Лазарева суббота». В тот же год «князь великий Дмитрей Ивановичь събраввоя многы, посла с ними брата своего князя Володимера Андреевичяна князя Олга и на Рязанскую землю».Для Москвыпоход оказался неудачным. Они проиграли битву. Далее историкпишет об интересном факте, что Муром выступал в этой битве на стороне Рязани. Поражение московского князя, возможно, явилось следствием непопулярности его претензий к Рязани в княжеско-феодальных кругах русских княжеств. Оценив сложившуюся обстановку, Дмитрий Донской решил пойти другим путем и обратился за помощью к преподобному Сергию Радонежскому. После чего было снаряжено мирное посольство игумена Свято-Троицкого монастыря Сергия на Рязань.
Другой русский историк В.Н.Татищев в своей книге «Истории России» говорит, что Сергий ездил в Рязань в Филипповозаговенье 1385 года, ссылаясь на Никоновскуюлетопись.
А если мы возьмем труд исследователярязанского княжества, историка Д.И. Иловайского,то он сообщает нам, опираясь на источники,собранные А.И. Пискаревым, об этих же событиях: «Всентябре месяце 1386 г. московский князь посетил Троицкий монастырь и его знаменитого основателя… и обратился к Сергию с просьбой, чтобы он принял на себя посольство в Рязань и уговорил бы Олега к вечному миру». Далее Д.И. Иловайский сообщает, что: «Прибыв к ПереяславлюРязанскому, игумен остановился возле города в Троицком монастыре, переночевал здесь и на другой день вступил в княжеский дворец».
Можно ли сказать, что уважаемые исследователи в своих работах просто ошиблись? Скорее всего, нет. Все дело в том, что после принятия христианства в 988 году Русь приняла и византийское летоисчисление – от сотворения мира. И по церковному календарю Новый год,или Новолетия, наступал 1 сентября. С этого момента начинался новый годовой круг христианскихпраздников,т.е. если мы вспомним, что последний церковный праздник приходился на Успение Богородицы (15/28 августа),а новый круг начинался с РождестваБогородицы (8/21 сентября), то к началу сентября мы проходим полный годовой цикл праздников. Но,наряду с церковным годом, существовал ещеи гражданский Новый год. По народному календарюон начинался 22 марта в день весеннего равноденствия. И только в 1492 году произошло слияние гражданского и церковного Новолетия – началом года официально стало 1 сентября.
Поэтому, скорее всего,путаницы в датах никакой и нет, все зависело,от какого новолетия происходил отсчет:если это гражданский Новый год, то преподобный Сергий Радонежский посетил Рязань в 1385 году, а если это христианское Новолетия– то в1386 году. Результатом миссии игумена Свято-Троицкого монастыря стал «вечный мир» между двумя князьями и княжествами.
Подписи к фото:
1. Свято-Троцкий мужской монастырь. Слева — Троицкий собор (1695 г.), справа – Сергиевская церковь (1752), г. Рязань
2. Преподобный Сергий Радонежский. Художник М.В. Нестеров
Заведующая сектором культурно-образовательного отдела Т.А. Хоченкова