Сергей Радонежский на Рязанской земле — Рязанский кремль

Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник


Вернуться к списку новостей

Сергей Радонежский на Рязанской земле

Сергей Радонежский на Рязанской земле
С давних времен на Руси по православной традиции 27 ноября отмечался широко и щедро праздник Филиппово заговенье – начало «холодного» Рождественского поста. Наши предки к этому дню доигрывали последние свадьбы, а затем начинался пост, к которому готовились – говели. Само слово говеть – славянского происхождения, означает подготавливать себя, духовно готовиться к чему-либо. Говение во время поста – это усиленная молитва, посильные труды, милосердие, милостыня, смирение и примирение с ближними.

Наверное,поэтому столь знаменательное событие, как посещение преподобным Сергеем Радонежским (1314(22?)–1392)земли рязанской выпало именно на Филиппов день. Оно было связанос миссией, которую взял на себя игумен Свято-Троицкого монастыря (ныне Троице-Сергиева лавра)по примирению двух враждующих князей: Олега Рязанского (1350–1402)и Дмитрия Донского (1350–1389). Но если день пребыванияСергия Радонежского в Рязани, как правило,вопросов не вызывает, то в каком году это могло случиться до сих пор неясно. 

В разных исторических источниках упоминаются 1385 или1386 годы.С чем связаны такие разночтения? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе и постараемся восстановить ход исторических событий.

Борьба между Москвой и Рязанью началась довольно давно еще до княжения Олега Рязанского. Так, осенью 1301 г. московский князь Даниил (1261–1303) пришел с войском в пределы Рязани и завладел Коломной, которая впоследствии так и осталась за Москвой, несмотря на предпринятые усилия со стороны рязанских князей. События последующих десятилетий в значительной степени явились продолжением той борьбы, которая вспыхнула между княжествами ранее. Так,историк А.Г. Кузьмин в своей книге «Рязанское летописание» сообщает, что: «Под1385 г. летописи говорят о захвате Олегом Рязанским Коломны…Вдревнейших сводах при этом указывается точная дата: 25 марта, Лазарева суббота». В тот же год «князь великий Дмитрей Ивановичь събраввоя многы, посла с ними брата своего князя Володимера Андреевичяна князя Олга и на Рязанскую землю».Для Москвыпоход оказался неудачным. Они проиграли битву. Далее историкпишет об интересном факте, что Муром выступал в этой битве на стороне Рязани. Поражение московского князя, возможно, явилось следствием непопулярности его претензий к Рязани в княжеско-феодальных кругах русских княжеств. Оценив сложившуюся обстановку, Дмитрий Донской решил пойти другим путем и обратился за помощью к преподобному Сергию Радонежскому. После чего было снаряжено мирное посольство игумена Свято-Троицкого монастыря Сергия на Рязань.

Другой русский историк В.Н.Татищев в своей книге «Истории России» говорит, что Сергий ездил в Рязань в Филипповозаговенье 1385 года, ссылаясь на Никоновскуюлетопись.

А если мы возьмем труд исследователярязанского княжества, историка Д.И. Иловайского,то он сообщает нам, опираясь на источники,собранные А.И. Пискаревым, об этих же событиях: «Всентябре месяце 1386 г. московский князь посетил Троицкий монастырь и его знаменитого основателя… и обратился к Сергию с просьбой, чтобы он принял на себя посольство в Рязань и уговорил бы Олега к вечному миру». Далее Д.И. Иловайский сообщает, что: «Прибыв к ПереяславлюРязанскому, игумен остановился возле города в Троицком монастыре, переночевал здесь и на другой день вступил в княжеский дворец».

Можно ли сказать, что уважаемые исследователи в своих работах просто ошиблись? Скорее всего, нет. Все дело в том, что после принятия христианства в 988 году Русь приняла и византийское летоисчисление – от сотворения мира. И по церковному календарю Новый год,или Новолетия, наступал 1 сентября. С этого момента начинался новый годовой круг христианскихпраздников,т.е. если мы вспомним, что последний церковный праздник приходился на Успение Богородицы (15/28 августа),а новый круг начинался с РождестваБогородицы (8/21 сентября), то к началу сентября мы проходим полный годовой цикл праздников. Но,наряду с церковным годом, существовал ещеи гражданский Новый год. По народному календарюон начинался 22 марта в день весеннего равноденствия. И только в 1492 году произошло слияние гражданского и церковного Новолетия – началом года официально стало 1 сентября.  

Поэтому, скорее всего,путаницы в датах никакой и нет, все зависело,от какого новолетия происходил отсчет:если это гражданский Новый год, то преподобный Сергий Радонежский посетил Рязань в 1385 году, а если это христианское Новолетия– то в1386 году. Результатом миссии игумена Свято-Троицкого монастыря стал «вечный мир» между двумя князьями и княжествами.  

Подписи к фото:

1.      Свято-Троцкий мужской монастырь. Слева — Троицкий собор (1695 г.), справа – Сергиевская церковь (1752), г. Рязань

2.      Преподобный Сергий Радонежский. Художник М.В. Нестеров

Заведующая сектором культурно-образовательного отдела Т.А. Хоченкова

Вернуться к списку новостей