К юбилею рязанского лирика
3 октября исполняется 130 лет со дня рождения Сергея Александровича Есенина. «Певец России», «чародейный лирик», «самый русский поэт», «цветок полевой Руси» – такими эпитетами награждали С.А. Есенина не только восторженные читатели, но и коллеги по поэтическому цеху. С детства знакомые задушевные стихи, пронизанные любовью к Родине, ее природе, находят отклик в сердце каждого русского человека.
Есенинское творчество поражает своей целостностью – это своеобразный лирический роман, главным героем которого является, безусловно, автобиографичный образ Поэта. Родившийся и выросший в деревне, на лоне природы, он отрывается от своей «малой родины» и уходит в город, который оказывается для него «чужим миром».
После 1917 г. в поэзии Есенина резко меняются автоэпитеты: на место «захожего богомольца», «ласкового послушника», «отрока светлого» приходят «хулиган» и «скандалист». Первоначальный восторг от прихода нового строя быстро сменяется у Есенина трагическим предчувствием драматических событий, которые вскоре предстоит пережить России.
К середине 1925 г. на смену плодотворному творческому периоду приходит полоса душевного кризиса, которая закончилась трагедией, произошедшей 28 декабря 1925 г. в ленинградской гостинице «Англетер». Похороны Сергея Есенина состоялись 31 декабря 1925 г. в Москве на Ваганьковском кладбище. В те дни с поэтом, казалось, прощалась вся страна. Однако полное официальное признание Сергея Есенина в СССР началось только в период «оттепели».
«Эта улица мне знакома, и знаком этот низенький дом»
В 1965 г. 70-летие Есенина праздновалось уже как событие всесоюзного масштаба. На родине поэта в рязанском селе Константинове был открыт мемориальный дом-музей. До 1970 г.он был филиалом Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, и специалисты нашего музея сделали немало для увековечивания памяти поэта на Рязанщине.
Экспозиция дома-музея погружала в атмосферу «золотой бревенчатой избы», куда Есенин возвращался снова и снова, слагая стихи о родных местах. Последний раз он побывал в Константинове за три месяца до гибели – 23 сентября 1925 г. Воссоздать обстановку дома помогли сестры Есенина Екатерина и Александра, долгие годы бережно хранившие не только фотографии, документы, личные вещи и книги брата, но и мебель, утварь из родительской избы. В сенях дома была размещена литературная выставка, посвященная жизни и творчеству поэта. Она была составлена на основе научно-экспозиционной разработки сотрудника Пушкинского Дома Н.И. Хомчук. Поначалу коллекция есенинского музея насчитывала всего несколько сотен предметов. Со временем она увеличилась до 30 тысяч экспонатов, а музейная экспозиция вышла за пределы усадьбы Есениных.
В 1984 г. на базе литературно-мемориального музея в селе Константинове и памятных мест в городе Спас-Клепики, где Есенин учился в церковно-приходской второклассной учительской школе, был создан Государственный музей-заповедник С.А. Есенина. Сегодня это крупный музейный комплекс, место паломничества почитателей поэта со всего мира.
«Думы печальные, думы глубокие…»
В коллекции Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника есть фонд С.А. Есенина, который содержит прижизненные издания произведений поэта, мемориальные предметы, редкие фотографии.
Настоящим раритетом является первый рукописный поэтический сборник Есенина под названием «Больные думы». Он был написан и составлен поэтом во время обучения в Спас-Клепиковской второклассной учительской школе. Поэт завершил рукопись из 16 стихотворений в 1912 г., но общественность узнала о ней лишь полвека спустя.
В августе 1965 г. сотрудникам Рязанского областного краеведческого музея стало известно, что у жительницы города Рязани Марии Дмитриевны Ильиной хранятся неизвестные стихи Сергея Есенина. Вскоре музейные работники смогли ознакомиться с рукописью, которая представляла собой две сшитые вместе ученические тетради в сиреневых обложках. На обложке первой тетради наклеен белый листок с названием «Больные думы».
В беседе с сотрудниками музея М.Д. Ильина рассказала, что летом 1912 г. вместе с братом Сергеем гостила в Константинове. Отмечался престольный праздник Казанской Богоматери (9 июля ст. ст.). «На следующий день, – продолжала Мария Дмитриевна, – возвращаясь в Рязань, я и брат оказались в одном вагоне с неизвестным юношей. Вскоре брат разговорился с ним. Юноша назвал себя Сергеем Есениным. В Рязани он переночевал у нас, в школе ‹...›, где учительствовал мой отец. Ночь напролет Есенин беседовал с братом, а наутро куда-то ушел. Возможно, он пытался пристроить стихи в местную газету «Епархиальные ведомости», которую выпускало издательство «Братства Василия Рязанского». По-видимому, Есенина постигла неудача. Он не стал задерживаться в Рязани и тотчас отправился в Москву, оставив брату тетради со стихами. Брат Сергей Дмитриевич пропал без вести во время Отечественной войны, и теперь некого спросить, о чем говорил Есенин в ту памятную ночь и что привело его в Рязань».
После приобретения у Ильиной сборника «Больные думы» предстояло точно установить авторство Сергея Есенина. Тем более что стихотворения не были подписаны и датированы автором. Для этого фотокопия автографа стихотворения «Деревенская избенка», входящего в сборник, была подвергнута графологической экспертизе во Всесоюзном научно-исследовательском институте охраны общественного порядка при Министерстве охраны общественного порядка РСФСР. Экспертиза установила, что стихотворение написано рукой Сергея Есенина.
Две тетради сборника «Больные думы» из коллекции РИАМЗ в 2022 г. прошли реставрацию во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря. Осенью 2023 г. отреставрированная рукопись была презентована общественности в рамках литературного абонемента РИАМЗ.
Список фотографий:
- С. Есенин. 1910-е гг.
- С.А. Есенин. 1913 г.
- Рукописная книга С.А. Есенина «Больные думы». 1911-1912 гг. Коллекция РИАМЗ
- Открытие музея С.А. Есенина в Константинове 2 октября 1965 г. Коллекция РИАМЗ
- Сестры С.А. Есенина Екатерина и Александра на торжественном митинге в честь открытия музея 2 октября 1965 г. Коллекция РИАМЗ