К юбилею оперного певца Петра Сергеевича Оленина — Рязанский кремль

Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник


Вернуться к списку новостей

К юбилею оперного певца Петра Сергеевича Оленина

28 февраля исполняется 155 лет со дня рождения нашего выдающегося земляка, талантливого оперного певца и режиссера Петра Сергеевича Оленина (1870–1922).

Он появился на свет в 1870 г. в Рязанской губернии в имении Истомино Касимовского уезда (ныне п. Крутоярский) в известной дворянской семье.

Его родители: отец Сергей Петрович Оленин (1834–1895) − выпускник Михайловского артиллерийского училища, участник Кавказской войны, и мать Анна Михайловна Благово, дочь смоленского помещика Михаила Сергеевича Благово, состояли в близком родстве с лучшими представителями этой фамилии. Маленький Петя приходился двоюродным братом композитору Александру Алексеевичу, писателю и драматургу Петру Алексеевичу, художнице Варваре Алексеевне и певице Марии Алексеевне Олениным.

Практически все свое детство мальчик провел в Истомино, в окружении родных и близких, очень одаренных талантливых людей, что, несомненно, способствовало его воспитанию и творческому развитию.

В юные годы Пётр Сергеевич Оленин решил поступить в Московский университет на медицинский факультет, который успешно окончил в 1896 г., но продолжать медицинскую карьеру не стал.

Неожиданно он решил полностью посвятить себя театральной оперной сцене. Его увлечение театром началось еще в студенческие годы. Обучаясь в университете, Пётр Сергеевич стал активным участником кружка К.С. Станиславского и учредителей Московского художественного театра, на сцене которого дебютировал и неоднократно выступал с концертными номерами, в том числе с Л. Собиновым в любительском спектакле «Паяцы». Обладая прекрасным баритоном, Оленин уехал в Италию для того, чтобы совершенствоваться в искусстве пения и по возвращении сразу занял заметное положение на отечественной оперной сцене.

Его репертуар был обширен и разнообразен. Лучшими партиями стали Борис в «Годунове», Пётр в «Вражьей силе», Эскамильо в «Кармен», Валентин в «Фаусте». Кроме того, он считался тонким исполнителем характерных ролей в оперных спектаклях.

Режиссерская деятельность Петра Сергеевича началась в частной Опере С.И. Зимина, где Оленин проявил себя как талантливый режиссер-новатор, последователь школы К.С. Станиславского, постановщик множества спектаклей отечественных и зарубежных композиторов. После закрытия Оперы Зимина Оленин стал солистом Московского Большого театра, а позже занимал должность управляющего оперной труппы.

В 1918 г. он перешел из Большого театра в Мариинский, переехав с семьей из Москвы в Петроград. В северной столице с 1918 по 1921 г. Оленин проявил свой незаурядный талант режиссера в петроградском Государственном академическом театре оперы и балета и в Государственном академическом театре комической оперы.

Известный музыкальный критик и современник Петра Сергеевича С. Кругликов очень хорошо охарактеризовал деятельности талантливого  артиста и режиссера. Он писал: «Оленин – как рыба в воде на сцене, живет на ней, не может себя вне ее представить. Что ни партия – характерная фигура, обдуманная, прочувствованная до мельчайших деталей. Оленин одинаково хорош и в комедии, и в драме, в любых исторических эпохах и стилях. Нигде он не затеряется, ничем не смутится, во все готов всегда вложить всю душу, весь темперамент. Поэтому-то Оленин всегда колоритен, и многое, созданное им, запоминается неизгладимо… Оленин – это избранник природы, щедро ею отмеченный человек».

На фото Пётр Сергеевич Оленин. Фото из свободных источников.

Материалы подготовлены заведующей сектором РИАМЗ Т.А. Хоченковой.

Вернуться к списку новостей