Эстетика индустриального — Рязанский кремль

Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник


Вернуться к списку новостей

Эстетика индустриального

7 февраля в Музейном центре начала свою работу выставка, посвященная заслуженному художнику России Олимпиаде Бусыгиной (1929-2015). Творческая биография Олимпиады Александровны отличается редкостной целостностью. Она оставалась верной однажды выбранному пути всю свою жизнь.

Родилась будущая художница в Курганской области. Художественное образование получила сначала в Свердловском художественно-педагогическом училище, затем в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной (ныне Петербургская художественно-промышленная академия им. А.Л.Штиглица). После окончания училища два года работала в Ульяновске. В Рязань художница приехала в 1960 г. и сразу же оказалась в центре культурной жизни города. По образованию она монументалист и именно в этом качестве начинает работать в областном центре.

Двадцать лет жизни Олимпиада Бусыгина посвятила монументальному искусству. Многое из задуманного так и не удалось осуществить, часть из осуществленного было уничтожено и лишь любимое удалось воплотить в материале. Единственная сохранившаяся ее монументальная работа, созданная в 1970 г.  барельеф «Читатель», до сих пор украшающий экстерьер бывшего Дома книги в Рязани, дает представление о мощном таланте мастера. Олимпиада Бусыгина тонко чувствует красоту материала, с упоением конструирует форму, мастерски использует различные пластические приемы. Последнее, исполненное в материале монументальное произведение Олимпиады Александровны, пока так и не нашедший применения барельеф «Новь Земли рязанской», исполненный в 1980 г. и украшавший подходы к Рязанскому художественному музею в период проведения там V зональной выставки «Художники Нечерноземья». Созданное несколько десятилетий назад и сохраненное неравнодушными людьми, сегодня именно это произведение всколыхнуло неподдельный интерес к творчеству и личности автора  Произведение значительное,  неоднозначное и сегодня воспринимается очень современно и является некой отправной точкой интереса публики не только к монументальным работам Бусыгиной, но и к ее живописи.

Станковым искусством она занималась всегда. Это своеобразная отдушина для любого художника-монументалиста, который находится в постоянной зависимости от целого ряда объективных моментов. Начиная с 1970-х годов, станковая живопись становится главной в творчестве художницы. Она объясняла это обреченностью и ненужностью монументального искусства в современном обществе.

Среди живописных произведений мастера особое место занимают работы, посвященные Рязанской ГРЭС. Это замечательная серия, где автору удалось отобразить героику будней, поэзию повседневности, производственную эстетику.

Олимпиада Бусыгина работала в Новомичуринске практически с начала строительства ГРЭС и на протяжении последующих десяти лет. Ее привлекали строгий техницизм облика станции, масштаб укрощенной человеком природной стихии, грандиозность строительства. Характеру художника-монументалиста все это очень близко и соответствует ее тяге к большим масштабам, глобальным образам и идеям.

Произведения, не связанные непосредственно с картинами этого цикла, тем не менее очень близки им по решению живописно-декоративных задач. И портреты, и натюрморты, и городские пейзажи Бусыгиной отличают те же образные и формальные поиски.

В станковых произведениях художницы реализовались ее реалистические устремления, обусловленные восхищением красотой окружающего мира. Художница искренне восхищалась людьми, любила цветы, природу и, как большинство людей ее поколения, верила в возможность преобразования жизни на более гармоничной основе.

Выставку открыла директор Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Инесса Фельдман, подчеркнув, что выставка живописных работ Олимпиады Бусыгиной  это дань уважения, дань восхищения замечательному человеку, уникальному художнику, которая всецело посвятила себя идее творчества.

С приветственным словом выступили начальник управления по реализации региональной культурной политики министерства культуры Рязанской области Дмитрий Филиппов, заместитель начальника управления культуры администрации города Марина Лушина, заместитель директора по научной деятельности Рязанского художественного музея им. И.П. Пожалостина Ирина Денисова.

Предлагаемая вниманию зрителей выставка призвана  по возможности отобразить разные направления творческих поисков мастера, представить работы художницы в разных жанрах: городской и индустриальный пейзаж, портрет, натюрморт и показать произведения, выполненные в  наиболее плодотворный период творчества.

Выставка будет работать до 27 марта 2025 г. 6+.

Вернуться к списку новостей