24 января – Международный день образования — Рязанский кремль

Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник


Вернуться к списку новостей

24 января – Международный день образования

В 2018 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 24 января Международным днем образования. В 2025 г. этот день по решению Генерального директора ЮНЕСКО Одрэ Азуле будет посвящен вызовам, связанным с использованием искусственного интеллекта, в том числе и в системе современного образования.

Образование – это право человека, общественное благо и обязанность общества. В Российской Федерации право на образование закреплено в статье 43 Конституции РФ.

Издревле образованию, как процессу получения знаний и приобщения к культурам и ценностям общества, отводилась ключевая роль. Образование в Древней Руси зародилось после принятия на Руси христианства: после 988 г. великий князь Владимир Красное Солнышко обязал боярских детей обучаться книжному делу. Он понимал, что только через школьное образование можно укрепить русское княжество и новую христианскую веру.

Обучали детей священники, считавшиеся на Руси самыми образованными людьми. Учебниками служили Псалтырь и Часослов, а само обучение велось на старославянском языке. Для обучения грамоте и письму использовали церу (от лат. «cera» – воск)  – деревянную дощечку покрытую мягким воском.

Писали на таких дощечках писалом – металлическим стержнем, один конец которого заостряли (этим концом выцарапывали текст), другой же конец расплющивали (получалась маленькая лопаточка, которой можно было разглаживать воск, когда хотели стереть написанное).

Когда дети выучивались писать на цере, переходили к письму на березовой коре – бересте.

На время татаро-монгольского ига развитие образования в Древней Руси приостанавливается, но, начиная с XVI в., после освобождения от ордынской зависимости, вновь начинает возрождаться. На базе церквей и монастырей создаются училища, в которых все школьные предметы ведет священнослужитель. Обучение было платным, но обучаться могли дети из любого сословия.

Большие изменения в образовательной сфере связаны с эпохой Петра I. Он осознавал важность образования для прогресса страны и развития науки и техники. Для обеспечения качественного образования Петр I активно привлекал зарубежных учителей. Основными и обязательными предметами для изучения становятся математика, навигация и медицина, причем основной упор делался именно на математическое образование. Во времена Петра Великого появляется и первый российский учебник математики, по которому учились целых 200 лет. Автором учебника выступил русский математик Леонтий Филиппович Магницкий.

Петром I был создан ряд новых образовательных учреждений, направленных на подготовку кадров для нужд государства и военных. Важным шагом в образовании стало создание в 1714 г. «цифирных» школ – светских элементарных школ с математическим уклоном при архиерейских домах и крупных монастырях В них учились дети дворян, приказных и посадских людей, церковнослужителей, солдат. С 1716 по 1722 г. в разных городах России были открыты 42 цифирные школы. В Переяславле Рязанском (с 1778 г. – Рязань) «цифирная» школа для обучения «дьячих, подъячих, поповых и прочего церковного чина детей от 10 до 15 лет» была открыта 7 мая 1722 г. митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским) при Симеоновском монастыре, где специально для нее построили два помещения. Монастырь находился в районе сегодняшнего сквера имени 26 Бакинских комиссаров.

По окончании обучения ученику выдавалось свидетельство о «твердом знании» наук, без которого запрещалось вступать в брак. Цифирная школа в Переяславле Рязанском просуществовала вплоть до 1728 г. Ее последних учеников перевели для обучения в Архиерейскую школу, открытую в 1724 г. на территории того же монастыря для обучения будущих священнослужителей. Впоследствии Архиерейская школа стала называться Духовной семинарией и расположилась на современной Семинарской улице.

Вторая половина XVIII в. была временем правления Екатерины II. Проводимая ею внутренняя политика получила название «просвещенного абсолютизма». По решению императрицы в каждом губернском городе предписывалось открыть «главное народное четырехклассное училище». Одним из первых в стране стало организованное в 1786 г. Главное народное училище в Рязани. В него принимались мальчики всех сословий. В 1787 г. в городе создали Дворянский пансион. Он размещался на первом этаже Редутного дома на улице Семинарской. Главное внимание уделялось не образованию, а воспитанию пансионеров, которых, в первую очередь, обучали говорить по-французски, танцевать, фехтовать и иметь «благородные» манеры.

В ноябре 1804 г. Главное народное училище в Рязани преобразовали в гимназию, которая до 1917 г. оставалась ведущим средним учебным заведением губернии.

 В 1833 г. в Рязанской губернии был открыт гимназический пансион для дворянских детей, который расположился в доме купца Г.В. Рюмина (ныне здание Художественного музея имени И.П. Пожалостина).

Гимназия имела право выпускать учеников в университет без дополнительных экзаменов.

В первой половине XIX в. были сделаны первые шаги в деле женского образования. В 1838 г. в Рязани открылся пансион для девочек, а к середине столетия в городе было открыто начальное женское училище, названное в честь его учредителя И.И. Барыкова «Барыковским». Целью нового учебного заведения было «облегчить воспитание детей женского пола для недостаточных родителей и самое образование девиц сделать более основательным». Располагалось здание на пересечении улиц Мясницкой и Мальшинской (ныне это здание школы № 1).

В 1870 г. из женского училища была образована женская гимназия, а так как действовала она под покровительством Ведомства Императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II, то стала называться «Мариинской».

Мариинская гимназия считалась одним из престижных образовательных учреждений города. В ней использовались лучшие на то время педагогические программы и технологии. А обучаться могли не только девочки из состоятельных семей, но и дочери бедняков, за обучение которых платила Мария Александровна.

Обучались в Мариинке ежегодно более 400 воспитанниц в возрасте от 8 до 20 лет. В гимназии преподавали Закон Божий, русский язык, чистописание и словесность, математику, физику, французский и немецкий языки, географию, историю, космографию, педагогику, естествоведение, гигиену, рисование, рукоделие, пение, танцы, гимнастику.

Данному образовательному учреждению была посвящена выставка РИАМЗ «Рязанская Мариинская гимназия как зеркало губернского женского образования», работавшая в Музейном центре имени А.И. Солженицына.

С середины XIXв. – начала ХХ в. в Рязанской губернии начинают появляться частные средние учебные образовательные учреждения: женское училище В.П. Екимецкой, гимназия А.К. Беккер,  мужская гимназия Л. Радушкевича (с 1908 г. – гимназия Н.Н. Зелятрова).

Такой стремительный рост учебных заведений свидетельствовал о важной роли образования. По данным на 1916 г. в Рязанской губернии действовали 2003 начальные школы, из них три четверти светских, остальные церковного ведомства, и 39 средних учебных заведений – гимназий и училищ. А одобренная императором Николаем II программа перехода России от начального образования ко всеобщему среднему в течение 1914–1920 гг. вселяла большие надежды.

Однако большевистский государственный переворот 1917 г. не позволил осуществить начатый переход. Лишь только в 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О всеобщем обязательном начальном обучении», а спустя еще 30 лет, в 1961 г., Третьей Программой КПСС, принятой на XXII съезде партии была выдвинута задача «в ближайшее десятилетие осуществить переход к всеобщему обязательному десятилетнему среднему образованию».

На сегодняшний момент образование – важнейший компонент культуры общества. Помимо основных образовательных учреждений (детские сады, школы, колледжи, университеты), существуют еще и учреждения культуры – театры и  музеи, деятельность которых направлена на получение дополнительных знаний.

Так, например, в РИАМЗ регулярно осуществляются научно-образовательные и культурно-образовательные проекты, проводятся экскурсии, тематические занятия, мастер-классы, которые помогают значительно расширить кругозор. РИАМЗ – это образовательное пространство, позволяющее использовать современные возможности для развития интереса учащихся к образованию, для их мотивации, а самое главное, для изучения малой Родины.

Материалы подготовила научный сотрудник методического отдела Л.А. Сосова

Вернуться к списку новостей