140 лет прославленному певцу Григорию Степановичу Пирогову
Известно, что выходец из крестьянской семьи Григорий Степанович Пирогов родился 12 (24) января 1885 г., в селе Новосёлки Рязанского уезда Рязанской губернии. В 1898 г. переехал с родителями в Рязань, где семья поселилась в небольшом деревянном доме на улице Трубежной. Григорий работал вместе с отцом в небольшой плотницкой артели. Степан Иванович Пирогов был хорошим мастером своего дела. Из документов ГАРО известно, что среди его многочисленных заказчиков числились и представители духовенства Рязанского кремля.
Григорий с 16 лет пел в церковном хоре, где под руководством регента П.О. Климова изучал нотную грамоту.
В этот период, по воспоминаниям педагога, профессора Московского института культуры Сергея Дмитриевича Кроткова (1914–2002), опубликованным в рязанских периодических изданиях, и в книге Я.П. Пирогова «Его голос как океан» вместе со своими братьями Григорий Степанович был частым гостем Дома причта в Рязанском кремле.
Дом причта сохранился до наших дней и располагается в северо-восточной части кремлевского холма, на берегу реки Трубежа, рядом с уникальной церковью Святого Духа XVII в., принадлежит к гражданским постройкам и представляет собой небольшой двухэтажный смешанный флигель, первый этаж которого каменный, а второй – деревянный. Своим северным фасадом из девяти окон со скромно оформленными наличниками дом обращен к реке. Имеет два входа, с западной и южной стороны. До недавнего времени в здании размещались административно-хозяйственные службы РИАМЗ.
В течение некоторого времени (до 1918 г.) семья родителей Сергея Дмитриевича Кроткова занимала второй этаж этой постройки. Отец, Дмитрий Константинович Кротков – священник с. Гаретово Зарайского уезда, по воспоминаниям сына, был весьма музыкально одаренным человеком, играл на нескольких инструментах, обладал врожденными педагогическими способностями, и поэтому был специально приглашен для службы в соборах Рязанского кремля одним из регентов соборного архиерейского хора. Шумная, хлебосольная, многодетная семья Кротковых состояла из девяти человек, семь из которых были дети, но, между тем, все прекрасно размещались во втором этаже, в пяти комнатах предоставленной им квартиры. Первый этаж занимала семья псаломщика.
В начале прошлого века, как вспоминал автор, в Доме причта был своеобразный музыкальный клуб любителей духовной музыки и хорового пения: «Частенько, особенно в праздничные дни, у нас собирались музыканты и певцы, служители церкви, регенты рязанских церквей. Шли долгие беседы о хоровом искусстве. Посещали наш дом и братья Пироговы». Младший брат Григория – Александр Пирогов в то время завершал обучение в гимназии Н.Н. Зелятрова, учился вместе со старшим братом Сергея Дмитриевича – Константином и брал уроки пения у Дмитрия Константиновича Кроткова. «К моему отцу, – вспоминал Сергей Дмитриевич – Александр приходил, чтобы заниматься пением. Но, по сути, они только разучивали романсы». Александр Пирогов в тот период времени еще недостаточно хорошо владел нотной грамотой, поэтому в соборном хоре ему не разрешалось принимать участия, но он набирался певческого опыта, выступая в хоре Спасского мужского монастыря Рязанского кремля. Однако два других старших его брата – Григорий и Михаил изредка выступали в хоре как солисты и тоже были частыми гостями музыкального дома Кротковых. Хор протоиерея Дмитрия Кроткова насчитывал более 50 певцов. Многие из них обладали прекрасными от природы голосами и высокой музыкальной певческой культурой.
Вспоминая о вечерах, когда у них в гостях бывали знаменитые басы братья Пироговы, С.Д. Кротков рассказывает, что они потом уходили петь в луга, а собравшиеся же в Доме причта – любители хорового пения слушали их на балконе, не сохранившемся до наших дней, но четко обозначенном на плане дома 1910 г.
По воспоминаниям современников Григорий Степанович обладал сильным, полнозвучным и ровным во всех регистрах голосом мягкого «виолончельного» тембра и широкого диапазона (свыше двух октав: от ми большой октавы до соль-диез первой), что позволяло ему исполнять басовые и баритоновые партии.
Выступления певца отличались огромной эмоциональной силой. За 22 года сценической деятельности Г.С. Пирогов исполнил 52 разнохарактерные партии (согласно иным оценкам – до шестидесяти), из них 28 – в русском репертуаре!
В коллекции музея хранятся личные фото, портреты и сценический костюм Григория Пирогова.
Материалы подготовлены заведующей культурно-образовательным отделом Н.В. Максаковой