109 шедевров
Для экспозиции были отобраны бесценные произведения отечественного искусства, среди них – двенадцать особо ценных икон новгородской, псковской, ярославской и других школ, созданных в XV–XVII вв., превосходного качества и сохранности. В их числе Царские врата, происходящие из северных областей новгородской земли (конец XV в.), Троица ветхозаветная (XVI в.), а также Житийные иконы Святителя Николая (XVII в.), Святых Зосимы и Савватия (XVI в.) и другие.
Особая гордость коллекции Русского музея и всего музейного фонда Российской Федерации – живопись конца XVII – первой половины XIX в. На выставке представлены портреты князей Репниных (русских бояр конца XVII в.). Петровское время представляет портрет кисти Ивана Никитина. Эпоху русского Просвещения ярко характеризуют полотна, созданные великими русскими мастерами, прославленными во всем мире: работы Дмитрия Левицкого, Фёдора Рокотова и Владимира Боровиковского. Выставка также раскрывает становление, развитие и расцвет самой знаменитой петербургской академической школы (вторая половина XVIII – конец XIX в.). Произведения Ивана Айвазовского, Алексея Венецианова и других выдающихся мастеров представляют эпоху романтизма в России.
Период русского реалистического искусства на выставке – это шедевры Ивана Крамского, Василия Перова, Ивана Шишкина, Исаака Левитана, Василия Поленова и Ильи Репина. Поздний академизм показан хрестоматийными работами Маковского и Семирадского.
Рубеж веков, «реалистического» и «серебряного», со всей полнотой представлен в Русском музее, что дало возможность отобрать для показа в Рязани произведения высочайшего качества. Достаточно упомянуть «Взятие снежного городка» Василия Сурикова и «Венецию» Михаила Врубеля.
Разнообразные направления начала XX в. практически с энциклопедической полнотой представлены в собрании Русского музея («Мир искусства», «Бубновый валет», «Голубая роза» и другие). Это позволило включить в состав экспозиции в Рязани полотна Виктора Борисова-Мусатова, Александра Головина, Кузьмы Петрова-Водкина.
Наконец, к безусловным шедеврам относятся произведения крупнейших представителей живописи советского периода: Александра Дейнеки, Петра Кончаловского и всей плеяды живописцев 1920–1930-х гг.
Русский музей хранит лучшую в мире коллекцию авангарда – известного «великого эксперимента русского искусства». Для экспонирования в Рязани отобраны классические работы Василия Кандинского, Казимира Малевича, Ивана Пуни, Павла Филонова.
Художественная экспозиция Русского музея дополнена несколькими формами мультимедийного контента. Посетители могут увидеть мультимедийные фильмы, инсталляции и игры Русского музея, которые позволяют наглядно продемонстрировать мультимедиа как инструмент музейной просветительской работы.
Выставку открыли губернатор Рязанской области Павел Малков, заместитель директора Департамента музеев и внешних связей Министерства культуры Российской Федерации Наталия Чечель, генеральный директор Государственного Русского музея Алла Манилова, заместитель директора по науке Русского музея Григорий Голдовский, директор Рязанского историко-архитектуного музея-заповедника Виталий Попов.
«Мы хотели представить все эти периоды русского искусства исключительно шедеврами, чтобы показать, что каждый период русской живописи представлен главными именами гениев своего времени. Эта выставка, в таком концентрированном виде, показывает гениальность национальной школы изобразительного искусства и рассказывает, какой вклад русское искусство внесло в мировую художественную культуру», – отметила Алла Манилова.
В рамках открытия выставки было подписано соглашение о сотрудничестве между Рязанским историко-архитектурным музеем-заповедником и Государственным Русским музеем.
ВЫСТАВКА БУДЕТ РАБОТАТЬ В МУЗЕЙНОМ ЦЕНТРЕ ДО 15 СЕНТЯБРЯ 2024 Г.