Выставка «Образы одного народа»
Россия никогда не была мононациональным государством и Рязанская область в этом смысле отразила общероссийские исторические процессы и проблемы сосуществования разноплемённых и разноязыких народностей, так как на её территории издревле бок о бок жили славянские, угро-финские, балтийские и тюркские этносы. Богатство культуры любой страны в её разнообразии. Сохранение самобытной культуры многочисленных народностей, издавна населявших центральную Россию, имеет прямое отношение к тому, что Д. Лихачёв называл «экологией культуры».

Все вышесказанное касается татар, проживающих на территории Рязанской области и разделяющихся на несколько этнических групп, среди которых самые крупные — татары касимовские и татары-мишари. В настоящее время район расселения мишарей в России простирается от Рязанского края до Оренбурга. Они являются главными носителями западного диалекта татарского языка, который называют ещё и мишарским. Наиболее древними местами обитания этого субэтноса исследователи считают бассейны рек Цны и Мокши, возможно и восточные районы Мордовии. Из этого первоначального ареала и происходило дальнейшее расселение мишарей на юго-восток. Касимовцы чётко отделяют себя от мишарей, несмотря на то, что в их культуре и языке много общего. Кроме того, в составе касимовских татар можно выделить бастановскую группу, проживающую в окрестностях города Сасова (с. Бастаново), которая, однако, занимала обособленное положение и в собственно «касимовский народ» не включалась. Но по ряду культурно- бытовых особенностей бастановцы сближаются с темниковской группой мишарей. Особое положение татар бастановских в этнокультурной структуре касимовцев свидетельствует о переходном положении их между субэтносами мишарей и касимовских татар.

В настоящее время самобытная культура татар, проживающих на территории Рязанской области, находится на грани исчезновения. В

Культуре этих субэтносов татарского народа и посвящена данная выставка. В экспозиции представлены предметы и фотоматериалы из фондов РИАМЗ, а также, полученные в результате экспедиционных сборов 2011, 2012 г., касающиеся быта, промыслов, книжной культуры, религиозных воззрений.
