Рязань в работах С.М. Прокудина-Горского за 1912 год — Рязанский кремль

Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник


Вернуться к списку новостей

Рязань в работах С.М. Прокудина-Горского за 1912 год

В России имя фотохудожника, ученого-фотохимика, педагога, издателя С.М. Прокудина-Горского в первую очередь известно как имя человека, создавшего цветную фотографию.



В 1861 году Джеймс Клерк Максвелл впервые продемонстрировал возможность получения цветного изображения путем одновременного совмещенного проецирования красного, синего и зеленого диапозитивов. Это событие сейчас считается отправной точкой в истории цветной фотографии. Но одно дело доказать возможность, а совсем другое — получить устойчивый практический результат. Существует расхожее мнение, что первый такой результат был получен только в 30-х годах XX века с изобретением цветной фотопленки. Однако это не совсем верно. Уже в самом начале XX века (1903-1906 гг.) практические результаты были получены нашим соотечественником Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским.

С.М. Прокудин-Горский родился в Петербурге в 1863 году. В детстве он посещал Императорский Александровский лицей, затем поступил в Технологический институт, обучался и у Д.И. Менделеева. С 1897 года Прокудин-Горский являлся членом фотографического отдела Императорского русского технического общества, старейшего фотографического объединения в России. Позже, в 1906 году, был избран его председателем. Он был организатором первых в России курсов практической фотографии. С 1906 года был редактором и издателем самого лучшего в те годы фотографического ежемесячника «Фотограф-любитель». Собственная фотомастерская Прокудина-Горского, считавшаяся одной из лучших в России, печатала прекрасные автотипии.

Но все-таки главной заслугой этого незаурядного человека можно считать техническое воплощение (изобретение) уникального метода получения цветного фотоизображения. Применение своему замечательному изобретению Прокудин-Горский нашел не менее достойное – он мечтал «запечатлеть все достопримечательности нашего обширного государства в натуральных цветах».

В 1909 году в Царском Селе состоялась демонстрация цветных фотоснимков перед Государем Императором Николаем II. Демонстрация прошла очень успешно, работа Прокудина-Горского заинтересовала Государя. В результате министр путей сообщения С.В.Рухлов получил указание всячески содействовать фотографу в его работе по созданию «Коллекции достопримечательностей России», и все указания были четко выполнены. По Высочайшему повелению мастеру был предоставлен специально оборудованный пульмановский вагон, для работы на водных путях выделялся пароход с полным набором команды, маленький пароход, способный идти по мелководью с прицепной баржей. «Во время моих поездок по России, - вспоминал Прокудин-Горский, ? я имел в кармане два нужных для работы документа. Первый – Высочайшее повеление о полном доступе во все места Российской Империи, чего бы это ни касалось, а второй – приказ надлежащего Министерства об оказании всяческого содействия со стороны местных властей». Конечной целью Прокудина-Горского было ознакомление школьников России с огромной и разнообразной историей, культурой и модернизацией Империи при помощи его «оптических цветных проекций». Кроме съемок природных, художественных, религиозных и военных памятников Российской империи, Прокудин-Горский получал и особые поручения от Министерства путей сообщения на съемку ее специальных сооружений: плотин, выемок для железнодорожных путей, мостов, навигационных средств, семафорных сигнальных установок, спасательных станций, мостов, дамб и т.д. Первую серию съемок закончили в июле 1909 года. Систематическая регулярная работа по созданию коллекции продолжалась до 1913 (15) года.

Дальнейшему осуществлению этого замысла помешала нехватка собственных средств (государством денег не выделялось) и начало I Мировой войны. Судьба отснятых материалов оказалась под угрозой. После Октябрьской революции, в 1918 году, Прокудин-Горский эмигрировал через Финляндию и Норвегию в Лондон, а затем во Францию. Чтобы спасти хотя бы часть коллекции, фотограф вывез во Францию около двух тысяч негативов – громоздкие ящики со стеклянными негативами весили несколько пудов. Часть коллекции осталась в России, но следы ее пока не обнаружены, велика вероятность, что она погибла. После фашистской оккупации Франции, когда негативы чудом удалось спасти, сыновьям С.М. Прокудина-Горского пришлось продать всю коллекцию Библиотеке Конгресса США, благодаря чему она и сохранилась.

Долгие годы на родине не было ничего известно об этой уникальной коллекции. Но в США был выпущен альбом «Фотографии для царя», составленный из материалов Библиотеки Конгресса профессором Робертом Алхаузом. А в 2003 году в Москве в Музее архитектуры им. Щусева прошла выставка, организованная при содействии сотрудников Библиотеки Конгресса США, на которой были продемонстрированы фотоснимки из коллекции Прокудина–Горского, сделанные с его стеклянных цветных негативов с помощью компьютерных технологий. Среди этих снимков был и снимок Успенского собора Рязанского кремля, который нас заинтересовал.

Подводя во Франции итог проделанной работе по созданию «Коллекции достопримечательностей России», Прокудин-Горский протокольно напишет: «Обслужены были: 1) – Мариинский водный путь; 2) – Туркестан; 3) – Бухара(старая) 4) – Урал в отношении промыслов; 5) – Вся река Чусовая от истока; 6) – Волга от истоков до Нижнего Новгорода; 7) – Памятники, связанные с 300-летием Дома Романовых; 8) – Кавказ и Дагестанская область; 9) – Мугальская степь; 10) – Местности, связанные с воспоминаниями о 1812 годе (Отечественная война); 11) –Мурманский железнодорожный путь. Кроме того, есть много снимков Финляндии, Малороссии и красивых эффектов природы».

Мы полагаем, что эти снимки могут представлять интерес для историков, исследователей рязанской старины. Уже сам по себе факт существования цветных фотоснимков города и региона, относящихся к 1912 году, когда цветная фотография практически никем, кроме Прокудина-Горского, не использовалась, нам кажется примечательным.

Цветные снимки, сделанные С.М. Прокудиным-Гроским в самом начале XX века, удивительное, уникальное явление своего времени. А цветные фотографии Рязани и Рязанской губернии 1912 года представляют собой новый материал для интересных научных исследований по истории создания фотографии, а также по истории города и его архитектуры в этот период.

Однако относиться к этим фотоизображениям, как к единственному документальному источнику, на котором можно основывать серьезные научные изыскания, на наш взгляд, не стоит. Эти исследования должны быть комплексными, с привлечением специалистов из разных областей - реставраторов, историков, фотографов-профессионалов. Во-первых, мы имеем лишь электронные копии самих негативов. А получение позитивного изображения ведется с помощью компьютерной обработки, способом, по своему принципу максимально близким к тому, каким пользовался сам фотограф, но не тем же самым. Во-вторых, до того, как это научное наследие замечательного фотографа попало в Библиотеку Конгресса США, судьба его была непростой, и условия хранения не всегда благоприятными. Поэтому сейчас нам трудно судить о тех возможных изменениях эмульсионного слоя негативов, которым подвержены любые фотоматериалы за такой срок хранения.



Научные сотрудники

Рязанского

историко-архитектурного

музея-заповедника

Е. В.Чумичева, Ю.В. Морковкин

Вернуться к списку новостей