Мостовые Рязани: от дубовых плах до гранитной брусчатки — Рязанский кремль

Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник


Вернуться к списку новостей

Мостовые Рязани: от дубовых плах до гранитной брусчатки

Мостовые Рязани: от дубовых плах до гранитной брусчатки
В июне в Рязани начали оживленно обсуждать историю мощения улиц. Причиной интереса стал обнаруженный на площади Ленина фрагмент булыжной мостовой. Как обычно, история тут же обросла кучей домыслов, в связи с чем мы и приводим краткую историческую справку.

О рязанских мостовых известно с периода средневековья. На Житном раскопе Кремля в 2008 г. археологи раскопали… дубовые мостовые в виде поперечных плах, уложенных вплотную друг к другу. Фотографии этих мостовых сегодня можно увидеть в музейной экспозиции «Переяславль Рязанский. Археология открывает тайны» в Гостинице Черни Рязанского кремля.

Мощение городских улиц булыжником началось в губернский период, т. е. не ранее конца 18 в. Из архивных данных известно, что в начале 19 в. власти пытались решить эту проблему, активно привлекая жителей. Владельцам домов на главных улицах Рязани предлагалось вымащивать тротуары и дороги у своих домов. Хотя дело это было затратное и продвигалось довольно медленно, тем не менее к середине 19 в. центр города был в основном вымощен. «Прямые и широкие улицы имеют большею частью каменную мостовую», - отмечали очевидцы в 1860 гг. На фотографиях Рязани конца 19 – 1-й половины 20 в. хорошо видны опрятные вымощенные улицы и тротуары. Мостовые требовали внимания, они быстро приходили в негодность, их регулярно перебирали, устраняя повреждения.

В начале 20 в. параллельно булыжникам для покрытия улиц начали использовать асфальт. Это был более дешевый материал, укладка которого к тому же требовала меньше усилий. Первоначально асфальт появился на тротуарах, позднее – на проезжей части. И только во 2-й половине 20 в. началась повсеместная замена булыжных мостовых на асфальтовые. Асфальтовое покрытие укладывали поверх булыжников, используя его как основу, поэтому во время земляных работ в исторической части города – на ул. Соборной, Павлова, Щедрина и других, можно видеть обнаженные фрагменты былых мостовых. На второстепенных и окраинных улицах использовалось мощение необработанным известняком, привезенным из-под Касимова.

В разговорах о рязанских мостовых нередко слышится слово «брусчатка». Брусчатка – это обтесанные в виде брусков камни, которые укладываются ровными рядами или разными геометрическими рисунками. Мощение брусчаткой было еще более затратным и дорогостоящим по сравнению с булыжником. Брусчаткой замощена Красная площадь в Москве, Дворцовая – в Петербурге.

Рязань не видела брусчатки, пока она неожиданно для горожан не появилась… в начале 21 в. в Рязанском кремле. В 2005 г. гранитная брусчатка украсила старинный Глебовский мост. Работы проводились по инициативе администрации музея-заповедника рязанскими реставраторами под руководством архитектора Елены Григорьевны Одинец. После реставрации мост 18 в. заиграл новыми красками: гранит искрится на солнце, стелется нарядной дорожкой, приглашая всех в Рязанский кремль.

Возвращаясь к обнаруженному фрагменту булыжной мостовой на площади Ленина, заметим, что оформление его как объекта показа, безусловно, украсит историческую площадь города, обогатит туристическую палитру Рязани.

Заведующая сектором РИАМЗ, к.и.н. Ирина Гасановна Кусова

Вернуться к списку новостей